Андрей Шаповалов: К исследованию шаманизма меня привели духи
Андрей, относительно недавно ушел из жизни ученый-этнограф Олег Крашевский, который много лет изучал верования нганасан — малого северного народа, живущего на Таймыре. Нганасане даже назначили его «белым шаманом». А насколько возможно человеку «со стороны» стать шаманом? Вы, например, смогли бы?
Это вполне возможно. Примеров, когда человек другого народа и культуры становится шаманом, довольно много, в том числе у коренного населения Сибири. Это часто случалось на протяжении последних двух столетий, а сейчас существуют целые школы, которые обучают шаманизму самых разных людей. Отдельным шаманским приемам и практикам вполне можно научиться. Я тоже освоил некоторые, если бы практиковал и учился дальше, может быть, сам стал бы шаманом, но невысокого уровня. Совсем другой вопрос, насколько успешной будет деятельность такого шамана, как и в чем он сможет помогать людям. Это вопрос доверия со стороны общества и личных качеств и ответственности того, кто хочет стать шаманом. Все-таки быть шаманом — это не профессия, это образ жизни, требующий колоссальной психической выдержки и выдающихся персональных качеств.
Расскажите, как вы пришли к этой теме — исследование сибирского шаманизма?
Короткий ответ из книги: меня привели духи. То есть это произошло случайно, я постепенно знакомился с этой темой. Сначала для меня открыл шаманские вещи мой однокурсник, с которым мы работали в музее, затем совершенно случайно мне пришлось работать с коллекцией фотографий шаманов начала XX века, потом я так же случайно встретился с шаманом, потом еще и так далее… Я долгое время просто наблюдал, а в какой-то момент сработала «школа» и исследовательское любопытство. Я стал все фиксировать, копить материал и анализировать его.
Кому адресована ваша книга? Как вы считаете, интересно ли ее будет прочесть шаманам, о которых вы пишете? Что они могут о ней сказать или, возможно, уже сказали?
Книга адресована самой широкой публике. Я старался написать о шаманизме просто, чтобы было понятно всем. С другой стороны, это научная работа, и она должна быть интересна ученым, студентам, всем, кто серьезно погружен в тему. Шаманам, о которых я пишу, ее, к сожалению, уже не прочесть, но другим, наверное, это будет любопытно. «Шаманизм по соисканию» сейчас очень распространен, и начинающие шаманы, насколько мне известно, читают специальные и популярные книги. Я в 1990-е встречал шаманов, которые абзацами цитировали книги по этнографии.
Вы пишете о необычных практиках, ритуалах, обрядах. А что лично вас как исследователя этой темы поразило больше всего?
Меня больше всего поразила монотонность и отсутствие ощущения происходящего на твоих глазах чуда. Обряд всегда проходит очень долго, действие разворачивается неторопливо, оно как бы втягивает тебя внутрь, причем очень постепенно. Нет ясного чувства границы между профанным и сакральным. Вроде бы происходит что-то совершенно обыденное, и ты не замечаешь, что обряд уже идет и ты в него погружен. Только в конце становится понятно, что он закончился, и ты как бы выныриваешь из него в обычную жизнь. Я к этому очень долго не мог привыкнуть.
Вы упоминаете в книге о так называемой «шаманской болезни», когда человек считает, что в его тело вселились духи и они влияют на его здоровье. Но ведь все это можно объяснить с точки зрения медицины, назвать симптомы, определить конкретное заболевание. А вот лично вам приходилось в своих исследованиях сталкиваться с какими-то случаями, которые нельзя объяснить с научной точки зрения? Проще говоря, были ли вы свидетелем чуда, явленного шаманом?
Казалось бы, при современном уровне медицины любые болезни диагностируются и лечатся, но на практике это, к сожалению, не так. Особенно это касается ментальных отклонений. Шаманская болезнь очень часто зависит от психосоматики. При этом очень важно понимать, что те, кто верит в духов и практикует шаманизм, живут в другой — мифопоэтической — логике, в которой привычные нам логические связи не работают. Они сами интерпретируют болезнь и не всегда верят врачам. Не нужно забывать, что шаманизм — это традиция и вера, которой следуют, не обращая внимания на другие факторы.
Что касается чудес, да, я их видел. Но это не летающие коровы и не шагающие горы. Это довольно простые события, которые лично я не могу объяснить с научной точки зрения. О некоторых я написал в книге, о других нет. Самое простое необъяснимое — когда шаман говорит о незнакомом человеке очень конкретные вещи, которые он знать не может. Так однажды я был свидетелем, как шаман работал с иностранцем, который хотел учиться шаманизму. Шаман просто гадал на камнях и внезапно сказал, что у клиента беременная жена и через несколько месяцев у него родится сын. Когда мы вышли от шамана, я спросил, действительно ли жена беременна. Он ответил утвердительно и пояснил, что вечером он должен звонить жене, поскольку именно сегодня она идет на УЗИ. Вечером женщина подтвердила, что будет мальчик. У меня нет ни одного объяснения, как шаман это узнал. Позже я много раз натыкался именно на такое очень точное и конкретное «видение» прошлого, в том числе обо мне.
Сейчас в российском обществе стали больше говорить о мистике, растет интерес к разным языческим культам, в том числе и к шаманизму. Как вы относитесь к моде на увлечение древними культами?
Интерес к мистике, древним культам и чужим богам — это чаще всего как раз и есть внутренняя вера людей в чудо. Они не находят его в повседневности и знакомых религиях и ищут в других. В любом обществе всегда есть определенный процент населения, люди, которые верят, что есть какие-то места на земле, где все устроено лучше, а космические или мистические силы могут оказать плодотворное влияние на их жизнь. Это во многом зависит от личных проблем людей и умения справляться с ними в реальной жизни. Всегда есть люди, которые верят, что новая или старая вера совершит для них чудо и самому ничего не нужно делать. Количество таких людей чаще всего растет в трудные для общества времена, в эпохи больших перемен и разочарований. Это было хорошо заметно в 1990-е. Нужно сказать, что массмедиа подхватывают эту тенденцию и подливают масла в огонь. В этом нет ничего страшного, вера в чудеса — это неплохо, а рост любителей мистики — явление временное.
В конце разговора всегда прошу собеседника назвать две-три книги современной российской прозы, которую он посоветовал бы для читателей «Сноба». Но в вашем случае попрошу назвать научно-популярные книги по вашей теме.
Конечно, теперь я всем рекомендую читать мою книгу «Говорящие с духами», а кроме того — нетленную классику: «Избранники духов» Владимира Басилова и «Когда солнце было богом» Зенона Косидовского.
Беседовал Владислав Толстов