От «Поцелуя» до «Глубокой глотки». Когда появилась и как развивалась видеопорнография
Как выглядел первый эротический фильм
1896 год. Братья Люмьер готовятся показать свой новый хит («Прибытие поезда» публика уже оценила). В это же время французский режиссер Альбер Киршнер снимает короткометражку «Новобрачная отходит ко сну» (Le Coucher de la Mariée), которую позже назовут первым в истории эротическим фильмом.
Картина длится всего семь минут, сюжета как такового нет — на доживших до наших дней трех минутах пленки запечатлено, как актриса кабаре Луиз Вийи (новобрачная) раздевается, а ее свежеиспеченный муж (имя актера неизвестно) сидит с газетой за ширмой и то и дело пытается подсмотреть. Оба постоянно бросают взгляд прямо в камеру — заигрывают не только друг с другом, но и со зрителем.
В том же году был снят еще один фильм — «Танец Фатимы» с танцовщицей живота в главной роли. Хотя актриса и была полностью одета (на ней — классический наряд женщин, занимающихся этим видом танца), ее грудь и бедра закрыли белыми полосками. Картина стала одним из первых фильмов, подвергнувшихся цензуре. Что, впрочем, неудивительно. Волну возмущения вызвал и вышедший в том же 1896-м невинный 18-секундный «Поцелуй» — на пленку засняли финальную сцену из мюзикла «Вдова Джонс». Актеры неловко кокетничают, потом мужчина (Билли Байкс) поправляет свои усы и целует вдову в губы.
Дьявол и русский шпион. Как менялись порносюжеты
С начала 20-го века жанр стремительно развивался. В 1906 году австрийский фотограф и режиссер Йохан Шварцер основал студию Saturn Films, которая в период с 1906 по 1911 год выпустила 52 эротических фильма с участием местных женщин. В 1911 году власти распустили «Сатурн», а все картины, которые смогли найти, уничтожили. Тем не менее некоторые из них до сих пор хранятся в частных коллекциях.
В то время «центром порноиндустрии» стала Аргентина. Там в подпольных борделях снимали десятки эротических фильмов, которые потом отправляли во Францию и Англию, где результатами трудов могла насладиться обеспеченная часть европейского общества. Конечно же, целевую аудиторию составляли мужчины. «Эта тенденция все еще жива», — отмечает Николай Чумаков, ведущий подкаста «Правило 34». «Большинство участников порно — это женщины. Большинство тех, кто смотрит порно, — это мужчины. До сих пор».
Один из аргентинских хитов того времени — El Satario («Дьявол»). По сюжету сатир гонится по лесу за группой молодых обнаженных женщин и догоняет одну из них.
В 1920-х фильмы для взрослых уже вовсю показывали в публичных домах, хотя их прокат и производство все еще были вне закона (первой страной, легализовавшей порно, стала Дания — это произошло только в 1976 году). Сюжеты становились сложнее, режиссеры — изобретательнее. Так, например, в 1929-м вышел немой фильм The Surprise of a Knight («Сюрприз для рыцаря»), в конце которого зрителей ждал твист: «леди», с которой развлекался рыцарь, оказалась не леди. В это же время вышел и Buried Treasure («Погребенное сокровище»), первый мультфильм для взрослых, в создании которого принимали участие сразу три анимационные студии.
В 50-е и 60-е годы благодаря появлению 8-мм кинопленки начало набирать популярность любительское порно, а эротические фильмы можно было даже выбрать в каталоге и заказать по почте. Придумали эту схему английский фотограф Джордж Хариссон Маркс и актриса Памела Грин. Вместе они в 1950-х годах открыли фотостудию, в которой Маркс снимал обнаженных моделей, и продавали снимки журналам. На вырученные деньги Хариссон и Грин запустили свой журнал Kamera, в котором продолжили публиковать фото обнаженных женщин. В 1958-м Маркс начал снимать короткие ролики с участием моделей. Эти фильмы можно было купить в магазинах фототехники, а также заказать по почте — каталоги располагались на последних страницах его журнала.
В съемках принимала участие и Памела Грин. В одном из фильмов она сыграла роль грабительницы, скрывающейся от полиции, выдавая себя за манекен в магазине нижнего белья, в другом — была ведьмой. Грин с Хармсом любили интересные сюжеты. Среди героев роликов Kamera были средневековые инквизиторы, русский шпион и вор-домушник.
«Золотой век порно»
«Золотым веком порно» или «Эпохой порношика» называют 60–80-е годы 20-го века, время, когда порно можно было посмотреть даже на вечерних сеансах в кинотеатре, а режиссеры и актеры эротического жанра начали выходить из «подполья». В это время Энди Уорхол снимает свой знаменитый «Голубой свет», а Марлон Брандо получает номинацию «Оскара» за «Лучшую мужскую роль» после выхода скандального «Последнего танго в Париже». «В Европе и Америке люди относились к откровенной эротике и порно как к новому жанру, как к авторскому артхаусному кино. Они думали, что за ним будущее. Порно считалось чем-то модным, чем-то “для умных”», — рассказывает Николай Чумаков.
Одним из самых популярных порнофильмов в то время была картина Джерарда Дамиано «Глубокая глотка». Исполнительница главной роли, актриса Линда Борман, впоследствии признавалась, что большая часть того, что зритель видел на экране, было насилием: ее принуждали сниматься, угрожая оружием. Несмотря на ужасы производства, фильм имел огромный успех, а попытки снять картину с проката в Нью-Йорке только подогрели интерес публики.
«Линде приходили письма с благодарностями от женщин со всей Америки. До “Глубокой глотки” они не знали, как делать горловой минет», — отмечает Чумаков. «В 70–80-е с появлением VHS-кассет стало популярным мнение, что если у тебя есть кассета старшего брата с порно и ты ее смотрел, то ты знаешь, как заниматься сексом. Тогда появилась надежда, что секс станет такой же обычной темой для обсуждения, как и любая другая, что появится полноценный секспросвет. Но этого до сих пор не произошло».
В СССР секса не было, а порно было?
В СССР порно не только смотрели, но и снимали. В основном, конечно, для домашнего пользования. «Этим занимались фотографы и операторы спектаклей и детских праздников», — рассказывает Николай. «В Союзе порно началось с фотоателье. Один из работников как-то вспоминал, что к нему пришла семейная пара. Когда отсняли портреты, муж с женой пригласили фотографа к себе домой. Он пришел, а они… В общем, получилось так, что сняли порно».
В УК РСФСР существовала статья под номером 228 — «Изготовление и сбыт порнографических предметов». Когда в 80–90-х в страну начали привозить фильмы из-за границы (например, работы итальянского порнорежиссера Тинто Брасса), гуляли байки о том, что милиция ходит по домашним прокатам и ловит людей за распространение порнографии. Тем не менее вместе с появлением видеомагнитофонов в СССР появились и кассеты с эротическими фильмами вроде «Горячей жевательной резинки» и «Эммануэль».
«Мне вспомнилась одна забавная история. Не забавная, конечно, человеческая трагедия. Я нашел одно из обвинительных заключений: человека посадили за прокат фильмов “Самый приятный бордель в Техасе” и “Порки”. Это обычные фильмы, не порно, которые показывали в кинотеатрах в Америке. И человека посадили. А потом, когда в 90-х начали действовать другие законы, на эти же фильмы можно было сходить в кинотеатр».
К середине 1980-х в Москве и Петербурге нелегально работали уже десятки студий, где снимали эротический контент. Актеры получали заоблачные суммы — все-таки работа была рискованной, каждый из них мог отправиться в тюрьму за подобное творчество. «Вся суть истории порно в СССР в том, что оно появилось в 80-е, и очень много людей, которые начали его снимать в Советском Союзе, оказались вне закона, а в 90-е у нас расцвела порноиндустрия. И это очень необычно. Ни в одной другой стране такого контраста нет», — отмечает Чумаков.
Порно — двигатель прогресса?
Еще до появления интернета за порноиндустрией было решающее слово в вопросах выбора вектора развития технологий. Когда фотограф Джордж Харрисон Маркс (тот самый, снимавший ролики про ведьму и русского шпиона) начал снимать свои работы на пленку 8-мм и Super 8, она стала лидером рынка, люди начали использовать ее для съемки «домашних» видео. А формат VHS, разработанный корпорацией JVS, в начале 80-х обогнал своих соперников Betamax и Video 2000, потому что больше понравился порнографам: VHS позволяло записывать более длинные видео, хоть и менее хорошего качества.
В 90-х более 40% всего интернет-трафика приходилось на эротический контент. Задолго до начала работы YouTube появлялись видеохостинги и вебкам-сайты, транслирующие порнографию как в записи, так и в прямом эфире. На одном из таких сайтов впервые появилась механика регистрации (просьба создать аккаунт и подтвердить его через электронную почту).
Так как эротического контента в то время было не так много, как сейчас, пользователи были готовы платить, лишь бы получить доступ к заветным материалам. Встал вопрос: как сделать эту процедуру удобнее? И вновь владельцы порносайтов решили пойти по пути цифровизации. Они первыми начали использовать для онлайн-оплаты протоколы SSL, а позже разработали собственные платежные сервисы, ставшие прототипами современных электронных кошельков.
«Весь UX/UI, веб-аналитика (сбор информации о поведении пользователей сайта с целью их оптимизации. — Прим. ред.), воронки — все это тоже впервые появилось на порносайтах. Студии хотели понять, на что люди охотнее кликают, чтобы снимать ролики под их запросы», — рассказывает Николай.«Порно — это полигон, на котором тестируются технологии, некоторые из них потом приходят в обычную жизнь. Но это не потому, что порно — это rocket science и в сфере работают только гении, нет. Порно — это наименее регулируемая индустрия, и в ней можно быстрее всего опробовать новые технологии. Чем более развита индустрия с точки зрения закона, тем тяжелее внедрить туда новые идеи, потому что нужно договариваться с огромным количеством людей, проходить множество этапов согласования. А в порно этого не было».
Автор: Полина Пинчук