Черно-белый лабиринт фотографий раскинулся на несколько залов, таких же черно-белых и поделенных на шесть неравных частей. Они посвящены шести классикам репортажного ремесла — Аркадию Шайхету, Якову Халипу, Марку Маркову-Гринбергу, Эммануилу Евзерихину, Михаилу Прехнеру и Науму Грановскому. В основном это серии фотографии и фотоочерки, которые в середине 1930-х годов были ведущим жанром фотожурналистики в СССР.
По ним можно отследить не только историю фотографии в стране, но и зафиксировать главные для советского человека события. Например, Марков-Гринберг запечатлел встречу челюскинцев, а Грановский и Прехнер наблюдали за тем, как динамично менялась Москва. Евзерихину было интересно фотографировать подрастающее поколение, Шайхету — городской и деревенский быт. Из этих разнообразных сюжетов получается целостная картина первых десяти лет жизни в СССР.
Сейчас фотография переживает всплеск интереса со стороны арт-среды — «Сноб» проанализировалв отдельном материале, почему и как это происходит. Но еще до того, как это стало мейнстримом, Еврейский музей предоставлял площадку для фотоискусства: так, в 2017 году здесь показывали американского автора Филиппа Халсмана, а в 2023 году была ретроспектива снимков Льва Бородулина. По мнению исполнительного директора музея Кристины Краснянской, фотография — понятный и доступный вид искусства, который сегодня актуален для широкого зрителя, и это одна из причин, по которым Еврейский музей продолжает работу с этим медиумом.
Наум Грановский. Шуховская башня, радиостанция «Коминтерн», 1929 год
Михаил Прехнер. Здание Наркомзема, 1930-е годы
Наум Грановский. Проезд между Сухаревой башней и Институтом Склифосовского, 1933 год
Михаил Прехнер. Авиамоделист, 1930-е годы
Марк Марков-Гринберг. Ясли-сад Государственного подшипникового завода, 1930-е годы
«Музей работает с фотографией и на исследовательском уровне: в наших фондах хранится большая коллекция снимков, которая включает работы таких знаменитых мастеров фотографии, как Евгений Халдей и Моисей Наппельбаум», — говорит Краснянская.
Работы для текущей выставки предоставила Lumiere Gallery. Это 270 фотографий, «сливки» собрания, включающие как винтажные отпечатки, так и поздние авторские работы. Основательница пространства и куратор коллекции Наталья Григорьева-Литвинская отобрала их специально для Еврейского музея. Архив собирался около 30 лет, и, конечно, произведения уже появлялись на публике в России и за рубежом. Но в таком масштабе и составе они вышли в свет впервые. Отбор проходил три месяца, и, как рассказала собеседница «Сноба», такой объем работы стал для галереи «большим творческим вызовом».
«Мы стремились показать ретроспективу творчества конкретного периода у каждого автора. Все они, кроме трагически погибшего в первый год войны Михаила Прехнера, продолжат свой творческий путь и создадут блистательные кадры в период Великой Отечественной войны, а затем и в период оттепели», — рассказала «Снобу» Наталья Григорьева-Литвинская.
Первыми зрителей встречают Халип и Шайхет, а еще — светофор, как бы предлагающий варианты пути. Это не просто объект, а реконструкция первого светофора в Москве, который был установлен на Арбате. Как рассказали «Снобу» в пресс-службе музея, его место выбрано не просто так — светофор висит напротив снимка, который как раз запечатлел оригинальный, тот самый арбатский инструмент коммуникации водителей и пешеходов. Экспонируемая поделка не горит зеленым или красным, зато по кругу мягким светом горят желтый, белый и снова белый. Будто бы подавая зрителю знак: «Подумай, а потом иди куда хочешь, ограничений нет. Ты все равно придешь туда, куда нужно».
Яков Халип. Манежная площадь, иллюминация, 7 ноября, 1936 год
Яков Халип. В дозоре, 1937 год
Аркадий Шайхет. Экспресс, 1939 год
Кроме непосредственно фотографий на выставке можно увидеть инструкцию по проявке пленки, а также инструментарий юного натуралиста — по всем залам в витринах расставлены образцы фототехники 1920-х — 1930-х годов. Это, в том числе, немецкие Zeca, Rolleiflex, Zeiss Ikon и Kodak. Некоторые из них принадлежат Владимиру Гельфанду, писателю-мемуаристу, известному фронтовыми дневниками о годах службы в Красной армии. Например, складной фотоаппарат AGFA, тоже представленный на выставке, был приобретен Гельфандом в 1946 году.
«Он купил его в Берлине, на Александерплатц, где в послевоенное время образовался крупнейший в городе черный рынок. С помощью этой “Агфы” Владимир Гельфанд хотел научиться делать снимки, поэтому и взял довольно старый и частично неисправный аппарат», — рассказали «Снобу» в пресс-службе музея.
На работы Прехнера, Шайхета и Халида очевидным образом влиял авангард — это прослеживается в резких ракурсах, плотной «упаковке» композиции и диагональном построении кадра. Впрочем, если знаний об авангарде и экспликации не хватит, можно обратиться к книгам о фотографии — для литературы выделен отдельный стол в зале экспозиции.
В ходе просмотра выставки начинает казаться, будто ее основная задача — это просто показ красивых снимков, сделанных в эпоху авангарда, во имя ублажения глаз и чувства прекрасного, а еще ретроспективы ради. Но дело в том, что само по себе формирование репортажной фотографии происходило на фоне поисков и развития авангардного движения. Поэтому эта выставка — про перемены и про отвагу создавать их своими руками.
«Искусство авангарда — это всегда новый художественный язык, новаторские технологии, смелый эксперимент. Художники и фотографы эпохи авангарда разрабатывали новую визуальную эстетику. И выставка рассказывает историю формирования нового уникального художественного языка, основанного в первую очередь на развитии приемов репортажной фотосъемки», — подчеркивает Кристина Краснянская.
Выставка «Истоки советской фотографии. 1920–1930-е годы» идет в Еврейском музее и центре толерантности до 29 сентября.