Лучшее за неделю
25 сентября 2024 г., 19:00

Какие животные могут говорить. Отрывок из книги биолога

Читать на сайте
Издательство: «Бомбора»

Ген речи FOXP2

В конце XX века у одной лондонской семьи, в которой многие родственники страдали от расстройств речи, была обнаружена генетическая особенность. У всех больных был выявлен дефект генов. Пресса писала об открытии так называемого гена речи. Наконец-то было найдено убедительное объяснение способности человека говорить.

Однако это продолжалось недолго — вскоре ген был обнаружен у многих других позвоночных. Постепенно стало больше известно о принципе действия этого гена. И хотя мы сегодня еще далеки от полного понимания разнообразного воздействия белка FOXP2, ясно одно: он лишь косвенно влияет на нашу способность речи, участвуя в превращении генетической информации в белки в нервных клетках в качестве так называемого фактора транскрипции. Вероятно, он также участвует в производстве сотен разнообразных белков. В общем, его работа влияет на моторное обучение. Из-за сложного мышечного контроля речевого аппарата человека наша речь зависит от механизмов обучения, которые создает FOXP2. В настоящее время предполагается, что человеческая версия FOXP2 особенно эффективна, и поэтому изучение языков дается нам проще, чем остальным животным.

Генетики даже ввели человеческий ген FOXP2 в геном мышей. Конечно же, мыши не начали говорить по-английски, но при проведении стандартного теста по ориентированию в лабиринте оказалось, что генетически модифицированные мыши учились ориентироваться значительно лучше, чем их сородичи.

FOXP2 (Forkhead-Box-Protein P2) представляет собой сложный белок, без которого мы не смогли бы говорить, а соответствующий ген получил название «ген речи». Этот ген есть как у нас, так и у многих позвоночных.

Вокальное обучение, или

Какие животные могут говорить

Вы когда-нибудь пробовали научить своего кота лаять? Когда-нибудь слышали, чтобы корова блеяла, как овца, или морская свинка кукарекала, как петух? Скорее всего, нет, потому что подавляющее большинство животных не могут дополнительно выучить ни единого нового звука. Они живут со своим врожденным словарным запасом, которым владеют так же хорошо, как наши младенцы криками. Однако это не означает, что животные не способны использовать крики с различными смыслами. Еноты, например, знают 16 разных криков, а в лае собак можно услышать, что они смеются.

Но все это не имеет никакого отношения к языку. Чтобы освоить язык, даже самый простой, нужны способности к вокальному обучению, умение создавать новые элементы. Существуют тысячи видов птиц среди певчих воробьиных, попугаев, колибри и врановых, представители которых способны к вокальному обучению. Певчие птицы, например, учатся петь у старших собратьев. Но учатся этому только самцы и только совсем молодые. С языком это не имеет ничего общего, потому что нет особого смысла в том, что первое и последнее слово всегда за представителями одного пола, которые к тому же обычно произносят их в одиночестве. Нет смысла и в том, чтобы обучиться только в молодом возрасте, а потом не выучить ни единого словечка. Но попугаи, колибри и врановые учатся всю жизнь, и у них «разговаривают» оба пола.

С позвоночными все сложнее. Многие виды китов и дельфинов, такие как большая афалина, косатка, белуга, горбатый кит и даже тюлень, способны к вокальному обучению, но не больше. Слоны тоже — один слон по кличке Косик даже говорит по-корейски, пусть и всего лишь четыре слова. Ученые еще не преуспели в экспериментах по обучению животных человеческому языку, но известны животные, которые могут воспроизводить человеческие слова и даже целые предложения. Белуга по кличке Нок, например, велит водолазу всплывать, а тюлень по кличке Гувер встречает посетителей зоопарка словами: «Эй, ты! Пошел вон отсюда!» Недавно самка косатки Вики удивила научный мир тем, что повторила различные английские слова. Хотя, вероятно, ни одно животное не осознавало, что произносит. Тем не менее это впечатляющие примеры вокального обучения. Для собак это невозможно, хотя их прочие когнитивные способности впечатляют. Даже нашим ближайшим родственникам — шимпанзе вплоть до недавнего времени не доверяли такого. Но как вы отнесетесь к тому, что летучие мыши и обычные домовые мышки тоже входят в избранную группу когнитивно высокоразвитых животных, способных к вокальному обучению, и, следовательно, теоретически способны выучить язык?

Признаюсь, я с трудом могу такое представить, и все же это правда.

У вокального обучения есть забавный побочный эффект. Наверняка вы хоть раз задавали на YouTube такой поисковый запрос «танцы + животные». Можно найти огромное количество видео с животными, которые двигаются под жизнерадостную музыку. Всего лишь забава для кого-то. Для меня эти видео, за редкими исключениями, — пример совершенно неуместного и зачастую даже действительно глупого очеловечивания. Вы уже обратили внимание, что теме очеловечивания уделено много внимания в этой книге. Вернее, я даже призываю к тому, что нам нужно очеловечивать животных, если мы хотим их понять. Однако мы вправе делать это, только когда будем готовы. Но об этом ниже.

Возникает важный вопрос: какие животные на самом деле могут танцевать? На это можно ответить: все животные, у которых есть чувство ритма. Но что это такое? Чтобы было чувство ритма, наш мозг делает две вещи одновременно — контролирует движения мышц и проверяет, соответствуют ли эти движения ожиданиям. Вы наверняка сталкивались с трудностями, пытаясь выговорить незнакомые иностранные слова или специальные термины. Вы стараетесь и повторяете их несколько раз, пока не сочтете, что звучание похоже на оригинал. При этом ваш мозг ведет настройку артикуляционного аппарата до тех пор, пока вы не услышите, что произносите слово близко к оригиналу. Этот же навык необходим и для танцев. Тут мышцы контролируются таким образом, чтобы движения совпадали с ритмом музыки, под которую вы танцуете. Поэтому все животные, которые способны к вокальному обучению, обладают чувством ритма. Если посмотрите видео со знаменитым попугаем по кличке Снежок, то убедитесь, что он действительно танцует.

Так что не удивляйтесь, если в какой-то момент увидите, как несколько мышек танцуют на вашей колонке. Тогда, пожалуйста, загрузите это видео на YouTube, чтобы создать противовес остальной ерунде.

Большинство животных, которых показывают как танцующих, совершают движения, не связанные с музыкой. Так, например, чайка «танцует» на траве, но на самом деле она создает вибрации, похожие рытье хода кротом. Земляные черви боятся этого хищника и стремятся вылезти на поверхность. Так можно объяснить и то, почему земляные черви вылезают во время дождя. Поскольку им не грозит утонуть, предполагается, что дождь создает похожие вибрации.

Другим простым примером нетанцующих животных являются танцующие змеи при заклинании змей. Змеи не слышат и, следовательно, не реагируют на звуки флейты. Их ритм зависит исключительно от движений заклинателя. Возможно, вы уже задавались вопросом, почему змеи не кусаются. Ответ прост: заклинатель змей провоцирует различные противоречивые модели поведения у змеи, и она просто не может решить, что нужно делать.

Наверное, вам интересно, между какими моделями поведения так сложно выбрать змее? Это не относится к данной теме, но все же это хороший пример того, как контролируется поведение и какие раздражители стимулируют разные модели поведения. Если резко открыть крышку темной корзины, то для змеи это будет чрезмерная сенсорная стимуляция. Будет слишком ярко, и обычно ее надо еще больше раздразнить. Ответная реакция змеи — занять оборонительную позицию. В этом случае она выпрямится и откроет пасть в направлении нападающего. Вот тут происходит конфликт. Духовой инструмент факира, как правило, состоит из сделанной из тыквы колбы, которая в сочетании с флейтой напоминает сородича змеи.

Змеи довольно хорошо чувствуют тепло, но их зрение нельзя сравнить с нашим, они не понимают, что находится перед ними. В этот момент змея не может решить, должна ли она защищаться или начать спариваться. Если заклинатель змей прикрепит к флейте перья или кусочек меха, путаница обеспечена, так как предполагаемый злоумышленник/сексуальный партнер теперь еще стал и потенциальной добычей. Учитывая всю сверхстимуляцию в совокупности, змея просто не знает, что делать дальше, и замирает в вертикальном положении.

Единственная реакция, на которую она способна, это рефлекторное движение за противником. Именно этим пользуется заклинатель, чтобы произвести впечатление, что змея танцует.

На протяжении десятилетий змеи считались глухими, и даже сегодня многие владельцы террариумов полагают, что змеи не могут слышать. На самом деле у змей прекрасный слух. Однако их слух не воспринимает звуки, передаваемые по воздуху. Они чувствуют звуки, которые передаются над поверхностью земли. По этим вибрациям животные даже могут определить направление, где находится источник звука. Вероятно, это связано с особенностями строения челюстей.

В середине нижней челюсти змеи находится эластичная связка. Это позволяет змее открывать пасть чрезвычайно широко, другой положительный побочный эффект — обе части нижней челюсти принимают идущую по земле звуковую волну в разное время. Разница во времени восприятия волны позволяет определять направление источника звука, подобным же образом работают и наши уши при определении направления.

Здесь следует упомянуть, что именно поп-музыка с громкими басами очень неприятно действует на этих животных. Такой шум они очень хорошо воспринимают, для них это как стадо слонов, мчащееся мимо. Так что тем, кто живет в доме с соседями-тусовщиками, следует серьезно подумать, стоит ли содержать змей.

Но ремесло заклинателей змей вымирает, суета нашего времени заставляет прохожих проходить мимо факиров. Для меня лично это не особенная культурная утрата — напротив, я только рад, что теперь будет меньше змей с удаленными ядовитыми зубами, вынужденных жить в тесных корзинах.

Вернемся к нашей теме: независимо от того, что есть огромное количество животных, которые совершенно определенно не умеют танцевать, существует такое же огромное количество животных, которые действительно могут это делать.

Итак, увидев танцующее животное, которое способно к вокальному обучению, вы можете предположить, что оно действительно движется в такт и, вероятно, даже получает удовольствие от этого процесса.

Можно даже представить оркестр слонов — хотя вы предпочли бы отказаться от такого концерта. Однако танцующий медведь или танцующая кобра — это невозможно.

Обратите внимание — животное, которое не умеет танцевать, вполне может наслаждаться музыкой. Например, кошки явно интересуются особой кошачьей музыкой.

Впрочем, ученые пока не проводили какие-либо любопытные эксперименты. Вам интересно, развлекаются ли домашние животные, слушая человеческую музыку, когда их хозяев нет дома? Ответа нет, но есть рекомендация — включать музыку, которая специально адаптирована для животных. Кто хочет послушать кошачью песню, найдет ее по этой ссылке.

Обсудить на сайте