«Пускайте женщин в профессию»: гостьи фестиваля «Новый сезон» о своей работе в кино и женских персонажах в российских сериалах
Юлия Мишкинене, продюсер и генеральный директор компании Vita Aktiva Production
Когда попадаешь в мир, где власть и влияние сосредоточены у мужчин, сталкиваешься с дополнительными трудностями. Мужчины любят поддерживать друг друга. Раньше, если посмотреть соцсети, на фотографиях с деловых встреч продюсеров почти не было женщин. Хотя женщины есть везде — на каждой платформе, в каждой крупной компании. Часто они становятся теми, кто тянет всё производство и выстраивает отношения. Им легче находить общий язык с талантливыми творческими людьми. Конечно, это должно меняться, ведь женщинам тоже нужно доверять большие бюджеты, но пока этого не происходит. По-прежнему считается, что женщина в авторском кино получает один проект в год в Министерстве культуры. А если хочешь работать с крупными бюджетами и большими проектами, то чаще оказываешься на вторых ролях, помогая продюсерам. Можно прийти с проектом, собрать команду, развивать его, но деньги всё равно контролирует большой босс — мужчина.
Алена Михайлова, актриса
Изменения начинаются с себя: ты не можешь изменить мир, ты можешь изменить себя, и каждый день по чуть-чуть работаешь над собой, внося вклад в общее дело. Ты продолжаешь поступать по-человечески, потому что, когда ты опускаешься на уровень человека, который тебя обидел, чем ты лучше? Ты ничем не лучше, так ответь ему любовью! Вот в этом сила: он сволочь, он виноват, но поступил так в данный момент, как мог, и ты поступил так, как мог. Ты же не поступил по-другому, значит, не мог. Вот и все.Я продолжаю выбирать роли по сердцу, продолжаю делать то, что люблю, продолжаю делать это честно и на двести процентов. Я никогда себе не даю поблажек: либо делаю, либо не делаю — такой принцип у меня по жизни, и тем самым я тоже вношу свой вклад в позитивные изменения. Надеюсь, это будет видно по ролям, и надеюсь, что это тронет зрителя, потому что это делается для него в том числе. Я очень хочу, чтобы он посмеялся и поплакал. Это моя задача как актрисы — пробудить добрые чувства в людях и вдохновить их на что-то.
Ангелина Ашман, режиссер-документалист и продюсер
Сейчас такое время, когда женщинам больше доверяют, чем мужчинам, и мы в документалистике это тоже чувствуем. Несколько раз сталкивались с тем, что мужчины внезапно покидают проекты, куда-то уезжают. Женщины в тяжелые времена никуда не сбегают и не исчезают.Я работаю в документалистике, и, наверное, мои проекты обладают большей мужской энергией, чем женской — всё-таки цикл про тюрьмы в объективном смысле не совсем женский проект, к тому же моё кино было в основном про мужские тюрьмы.Я выросла в кинотусовке, поэтому мне тяжело оценить, как относятся к людям, которые приходят совсем с улицы. Я сама никогда об этом не задумывалась, но, наверное, стальной характер, облаченный в нежное женское платье, — вот идеальный секрет успеха. Мне кажется, что «мужская» энергия, когда женщины начинают давить, пытаясь разговаривать с мужчинами на мужском языке, — это не самый правильный путь.Моя последняя картина про Арбенину посвящена женщинам: здесь женщина — и режиссер, и продюсер, и главная героиня. В общем, если ты делаешь хороший продукт, абсолютно неважно, какого у тебя пола.Я начинала с рекламы, и в рекламном бизнесе, если ты выносливый и готов тянуть смену по 24 часа, — к тебе нет никаких вопросов. Кто ты — клиенту абсолютно всё равно. Мне и самой совершенно неважно, кто продает мне проект — женщина или мужчина. За редкими, впрочем, исключениями: женщина, которая собралась в мужской монастырь снимать фильм про Афон, меня смутит, конечно. Но это на уровне здравого смысла — совершенно непонятно, зачем это нужно.
Полина Зуева, продюсер и директор фестиваля онлайн-кинотеатров «Новый сезон»
Сейчас такое разнообразие контента, что нет единого образа, который можно было бы отнести к героине. Нет генеральной линии. Женщины настолько многообразны, многолики и мультифункциональны, что не получится петь в одну дудку.Мне было не сложно строить свой профессиональный путь. Начала с нуля администратором на кинопрограмме и постепенно двигалась вперёд. Как-то шла, не хочу говорить «в потоке», но шла постепенно.Я умею отстаивать свое мнение. Это просто характер, это не навык. Я человек жесткий. Когда устраиваешь мероприятие с большим количеством народа, нужно держать дисциплину, иначе всё рухнет. А с творческими людьми держать дисциплину особенно сложно, поэтому, к сожалению, иногда приходится проявить волю. Зато всё работает как часы. Слава Богу. Кому-то надо этим заниматься.
Катерина Михайлова, генеральный директор Vega Film, соучредитель Ассоциации Женщин-Кинопродюсеров WRAP
Мне кажется, многие женщины-продюсеры достигли тех высот, когда могут делать коммерческие проекты с большим бюджетом, но пока этого не происходит. Такая ситуация, видимо, сложилась из-за стереотипов, что женщинам сложно доверить большие бюджеты. Но мы видим уже даже здесь, на фестивале «Новый сезон», что тенденция меняется. Пример Ирины Сосновой, продюсера START, это хорошо доказывает.
Продюсирование — большой путь, который нужно пройти и осознать. Потому что это работа, которая тебя не оставляет никогда, ни на минуту. Мы специально создали Ассоциацию Женщин-Кинопродюсеров. Она важна как объединение единомышленников, партнеров, коллег, которые вступили на путь кино. Она нужна для того, чтобы помогать друг другу.
Мы сейчас видим тенденцию однообразных подходов к образам женщин в кино. Но женщины, как и все люди, разные. Очень интересные и самобытные. Хотелось бы ярких историй, которые украсят наши кинозалы.
Александра Черкасова, актриса
С момента, как я поступила в ГИТИС, на мне ставят условное клеймо «нетипажности». Это значит, что я не пухлогубая блондиночка, нежный персик, baby face и так далее. Еще у меня очень низкий тембр голоса. Зрителям нравится, но меня часто на пробах просили: «А вы можете говорить повыше тембром?». И ты сидишь, думаешь: «Боги, почему тебя позвали с твоим тембром, с твоей внешностью на эти пробы?» Очень долго меня хотели изменить. Я радуюсь, когда вижу студентов и молодых актеров с нетипичными лицами. Думаю: «Приятно, что тоже внесла свой вклад».
Актрисам в кино сложнее. Мужских ролей намного больше. А женских, если мы говорим про главные, максимум две на проект. Какая-нибудь главная героиня, какая-нибудь, не знаю, антагонист и мама. Условно. У мужчин намного больше интересных персонажей. В последнее время женские персонажи меняются. Они растут, они развиваются и выходят за рамки. Меня очень радует, что женские героини становятся самостоятельными, не аксессуаром при главном герое. Это и играть по-актерски интереснее, и просто приятно как девушке.
Наталья Исакова, креативный продюсер «СТС Медиа»
В индустрии очень много людей, выражаясь психологическим языком, с личностными девиациями, работать с которыми сложно. Я думаю, это главная трудность. Поскольку я много где работала, летающие по кабинету пепельницы и стулья мне хорошо знакомы.
Если говорить о понятии токсичного руководителя, он, скорее всего, будет неприятен в общении не только женщинам, но и мужчинам тоже. Можно сказать, что какие-то люди выбирают в качестве жертвы женщину, потому что она не ответит. Возможно. Но это не значит, что по отношению ко всему остальному миру они приятные и классные ребята.
На телеканалах давно сложился канон ТЖД — тяжелой женской доли. Мелодрамы, в которых женщина — это всегда один и тот же персонаж в предлагаемых обстоятельствах: муж оказался нехорошим, она потеряла всё и с нуля должна всё выстраивать. И согласно этому канону, женщина не имеет права изменить своему мужу, пока он жив, даже если он много пил и бил её кованым сапогом в живот. Это целомудренная героиня, которая не имеет права на свою сексуальность, потому что по какой-то причине зрительницы телеканалов плохо реагируют, когда женщина в этом смысле ведет себя свободно.
Первые такие попытки что-то изменить были на заре телеканала «Домашний» времён Лики Бланк, когда она сделала два сериала «Двойная сплошная» и «От ненависти до любви». В одном из них жена изменяет хорошему мужу просто потому, что он ей надоел, и ей понравился другой человек, она в него влюбилась. Но даже в этом сериале её любовник оказывается, конечно же, мошенником. То есть авторы не смогли ей дать возможность быть счастливой в новом союзе.
Но это всё быстро закончилось. И сейчас сериалы на «Домашнем» тоже вернули женщину целомудренную. О чем это говорит? Может быть, продюсеры бы и хотели делать что-то другое, но если аудитория не хочет смотреть? Пока что парадоксальным образом получается, что единственная тема, жанр, в которых зритель допускает женскую полигамность, это история про проституток, когда они зарабатывают деньги. Такое ощущение, что женская аудитория способна простить некую фривольность поведения только если это работа. А если чисто по зову души, то уже «ай-яй-яй».
Если мы говорим про онлайн-платформы, то у нас не так много было попыток на эту территорию заходить. Тот же сериал «AMORE MORE», который мы запускали на Kion: если посмотреть по фокус-группам, там были вопросы, почему женщины себе такое позволяют. Там была история про полиаморию. Было две претензии: они занимаются этим, потому что они очень богаты, им просто не хрен делать. Второй пойнт: как они могут себе такое позволить. Или, например, очень популярный сериал «Открытый брак» на Оkko. Он же фактически является такой ловушкой, потому что он якобы про открытые отношения, но на самом деле о том, как муж и жена преодолевают кризис и идут навстречу друг другу.
В контексте разных решений, которые принял регулятор, в целом есть еще и опасная тема с точки зрения получения прокатного удостоверения — показывать слишком нетрадиционные отношения в кадре. Поэтому консервативный зритель, консервативное законодательство, — в принципе, являются естественным ограничением в том, что можно показать.
Часто отсутствие ярких женщин в кино связано просто с отсутствием сильного сценарного материала. Но при этом «Игра на выживание» — там прекрасная главная героиня в исполнении Линды Лапиньш. Пожалуйста, написался классный сценарий, получился хит. Дальше «Трасса», то, что можно назвать антологией «Хрустального». Второй сезон, спарринг двух героинь: следовательницы и продажной судьи, держит просто каждую минуту.
Я всегда жила в мире, где женщины работали очень много и несли всю ответственность на себе. В любом бизнесе всегда есть бабы, которые всё возят на себе, в то время как мужики заседают в кальянных. Поэтому в этом смысле женщины всегда работали, работают и будут работать. Вопрос в том, насколько мужчины готовы признать их заслуги и поделиться лаврами.
Автор: Юлия Шампорова