Культура в 3D – юбилейный семинар декана экономфака МГУ Александра Аузана
Читать на сайте
Семинар, несмотря на юбилейность, проходил по научному регламенту: 30 минут выступал докладчик, по 10 минут — три оппонента. Тема Аузана — «Культурные коды экономики на макро- и микроуровнях» — была интересна не только экономистам, но и представителям других наук и бизнеса. Он начал с объяснения, что такое институциональная система и какое место в ней занимает культура: «Она похожа на подводную часть айсберга. То, за что получали Нобелевские премии, — это формальные институты, некие правила со специализированным гарантом. Под водой огромная толща того, что влияет на их работу, — неформальные институты. Они формируются общественным мнением, опираются на разделяемые ценности и поведенческие установки и медленно меняются, создавая фундамент для функционирования социума».
В книге «Культурные коды экономики» профессор писал, как культурные коды — наборы ценностей и поведенческих установок — воздействуют на экономику. На юбилейном семинаре он рассмотрел один из них — доверие. Исследование Янна Алгана и Пьера Каю показало, что обобщенное доверие, то есть готовность доверять большинству людей, сильно влияет на экономику. Так, если бы уровень доверия был как в Швеции (63%), то ВВП Великобритании увеличилось бы на 5%, Германии — на 7%, Чехии — на 40%, а России — на 69%. «Высокие трансакционные издержки и низкое доверие — это одно и то же. Оно создает барьеры для взаимодействия, увеличивая неопределенность и сомнения в том, что другая сторона выполнит свои обязательства. Это подобно трению, которое тормозит движение и мешает эффективной работе», — объяснил Аузан.
Соседи России по низкому доверию — Турция и Мексика. Профессор обратил внимание, что автор теории цивилизации Сэмюэл Хантингтон отнес их к странам с двумя культурными ядрами. Они преодолели угрозу потери суверенитета при агрессии молодого Запада и сохранили его (суверенитет) путем перехвата промышленных, управленческих, военных и культурных технологий, но заплатили за это расколом культурного поля.
Аузан предположил, что в России существует два культурных ядра: «И-Россия» с индивидуальными ценностями и «К-Россия» — с коллективистскими. Индивидуализм наиболее выражен в мегаполисах и растет с запада на восток, а его столицей является Сахалин. При индивидуализме генерируется спрос на демократию, свободное предпринимательство, модернизацию. «К-Россия» растянулась на западной части, и для нее более важны социальная защита, государственное участие, перераспределение налогов. Эти два ядра существуют параллельно, но, по сути, гасят друг друга, препятствуя полноценному развитию страны, хотя их взаимодействие могло бы принести позитивные эффекты.
Для решения проблемы Аузан предложил развивать 3D-культуру: длинный взгляд (принятие решений, учитывая долгосрочные последствия), доверие большинству и договороспособность (умение находить компромиссы, учитывая культурные различия). Свою точку зрения профессор подтвердил исследованием «Газпромнефти». Методика диагностики культурного кода позволила определить фактор, который помогает компании реализовывать амбициозные цели и избегать текучки сотрудников из-за выгорания. Предотвращает и значительно снижает его вероятность именно доверие к другим.
Первый оппонент — профессор географического факультета МГУ, эксперт в области социально-экономического развития регионов Наталья Зубаревич — обратила внимание на мозаичность пространства и разнообразие культурных особенностей регионов Сибири. По ее мнению, каждый город имеет свой уникальный дух, и не всегда он соответствует стереотипам: «Надо ощущать на кончиках пальцев, что такое университетские города. Я точно знаю, что Новосибирск — это не Омск. И уж тем более не Кемерово, где коллективизма этого немерено, хотя Кемерово тоже Сибирь».
Профессор биофака МГУ Александр Каплан отметил, что сейчас во все сферы экономики внедряется искусственный интеллект. Поэтому возникает вопрос, как он изменит человеческие ценности и культурные особенности. Психофизиолог предложил Аузану провести исследование влияния ИИ на экономику и культуру для лучшего понимания взаимосвязей в обществе.
Декан философского факультета МГУ Алексей Козырев назвал доверие «очень французской темой» и привел несколько теорий, включая обратную — подозрения. «У нас одна из самых доверчивых наций в мире. Тому пример — телефонное мошенничество. Ну какое тут доверие? Людей надо учить обратным стратегиям, как не доверять и как не бросаться сразу же на первый вызов. И тем не менее я говорю студентам, что если человек не сделал тебе ничего плохого, то первая установка — доверять», — сказал ученый.
По мнению Козырева, в России не два ядра, а, скорее, два типа людей или интеллектуальных слоя. Один более пассионарный, индивидуальный, другой — консервативный. «Вот эта шизофрения у нас существует даже на уровне государственных стратегий. Я очень буду признателен, если вы придете и расскажете на факультете, как при традиционных ценностях и консерватизме можно и нужно развивать креативную экономику», — заключил Козырев.
Идеи Александра Аузана успешно применяются на практике, в том числе крупными корпорациями. После доклада советник по корпоративному развитию «Яндекса» Алексей Кудрин отметил важную роль цифровых платформ в формировании новых институтов доверия. Люди передают личные данные, привязывают к приложениям телефоны и банковские карты, чтобы заказывать еду и отвозить детей в школу. «Исходя из теории подозрения, может, нам нужно быть менее доверчивыми? — задался вопросом Кудрин. — С другой стороны, платформы — это тот институт, который преодолевает эти сложности благодаря верификации и бесперебойной работе».
Первый зампред правления «Сбера» Кирилл Царев поддержал идею Кудрина о цифровых платформах с «верифицированным доверием». Представитель банка подчеркнул важность доверия для развития человекоцентричного бизнеса. Это ключевой элемент — в его отсутствие клиенты и работники не готовы принимать помощь или сотрудничать.
Александр Шохин, президент РСПП, обратил внимание, что доверие важно как внутри предпринимательского сообщества, так и между бизнесом и государством. Он выразил недовольство по поводу недавнего повышения налога на прибыль до 25%. По его словам, РСПП был согласен на это только в обмен на серьезный инвестиционный вычет.
На юбилейном семинаре профессора поздравили ректор МГУ Виктор Садовничий, научный руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, ректор РАНХиГС Алексей Комиссаров, министр экономического развития Максим Решетников, а также деканы, проректоры и преподаватели Московского университета.
Подготовила Анна Вострикова
Обсудить на сайте