Лучшее за неделю
3 октября 2024 г., 10:50

Марина Монгуш-Абрамова: «У российских креативных продуктов большое экспортное будущее»

Читать на сайте
Фото здесь и далее: пресс-служба

Начну с хакатона «Города». Какое место он занимает в системе креативной экономики? Что делает его таким важным для дальнейшего развития?

На мой взгляд, сейчас время синтетических проектов, закрывающих потребности сразу нескольких сторон. Хакатон «Города» — хороший тому пример, потому что архитектура и урбанистика — это одно из креативных направлений. Представьте: с одной стороны, у начинающих специалистов в области архитектуры и урбанистики портфолио еще пустое (хотя компетенции у них есть), с другой — регионы, у которых есть запрос на нестандартные архитектурные решения, но просто неоткуда взять качественные идеи, проверенные специалистами. Никакой механики не было, и вот мы организовали конкурс для начинающих специалистов, который дает возможность придумывать концепции благоустройства не в стол, а для реальных объектов в регионах, поработать с экспертами от архитектуры и дизайна. Местные власти, благодаря хакатону, бесплатно получают проект благоустройства, который можно брать в реализацию, а профессионалы рынка отсматривают перспективные для себя молодые кадры. 

Как вы оцениваете изменения в качестве конкурса и проектов, представленных на хакатоне «Города» за последние годы?

Практика хакатона накапливается, качество растет, заказов от регионов становится больше. По итогам предыдущих хакатонов в Татарстане открыли молодежный центр в Мамадыше, в Калининградской области — многофункциональное пространство «Веранда». И если в 2023 году с нами работали Самарская область, Приморье, Хабаровский край, то в этом году к нам присоединились Красноярский, Ставропольский край, Тюменская и Оренбургская область.

Участники хакатона в Енисейске
Участники хакатона в Енисейске

Как бы вы определили понятие «креативная индустрия»? 

Когда меня просят быстро объяснить, что такое креативная индустрия, какие отрасли в нее входят, я отвечаю: те отрасли, в которых есть индивидуальный, творческий (т. е. авторский) продукт, там, где возможен патент, — это и есть акт творения креативной экономики. Например, архитектура и урбанистика. Кто ядро этой отрасли? 

Человек. 

Человек, который придумывает свое архитектурное решение. Внизу он ставит свою подпись — теперь это его продукт, с чем он и выходит в рынок. Так и в остальных сферах. Музыка, литература, компьютерная графика, уникальные разработки в IT-сфере, современное искусство — везде есть свой творец, это авторский продукт… Кого-то, может, удивит, но гастрономическая отрасль — тоже часть креативной индустрии. Правда, ее следует отличать от общепита: не каждая столовая является представителем креативных индустрий, если там нет авторского продукта, например в виде меню, какого-то собственного подхода или бренда. 

Ощутимый рост мы видим на примере рынка кино и сериалов. Но прирост есть и на других рынках, например на самом консервативном — книжном. В первом полугодии 2023 года, по информации «Эксмо», он вырос в натуральном выражении — художественная литература на 10%, детская и прикладная литература также прибавили — по 7% на каждый сегмент отрасли. 

Интересное наблюдение: за последние несколько лет увеличилось количество анимационных студий, и если в 2022 году объем анимационного рынка был 18,1 млрд, то к 2030 году прогнозируется увеличение до 38,8 млрд рублей. 

Также растет и российский игровой рынок. У нас появляются новые компании (например, Cyberia Nova, которая выпускает игры на историческую тематику), проводится фестиваль новых инди-игр от разработчиков России и стран СНГ, стал восстанавливаться рынок дистрибуции игр — компании VK Play, Lesta Games хорошо продвигают наш продукт, и даже вышли на международный уровень. 

Есть ли во всем этом заслуга искусственного интеллекта, на ваш взгляд? Какое место он вообще занимает в креативной индустрии?

Рынок стремительно растет, и представители креативных индустрий являются главными пользователями искусственного интеллекта: по прогнозам Gartner, к 2025 году 10% всего цифрового контента будет создаваться с его помощью. Для многих отраслей искусственный интеллект — уже прошлое, потому что они работают с ним не первый год. 

Есть две категории людей, живущих в эпоху развития ИИ: одни боятся остаться без работы, а другие уже вовсю используют нейросети как инструмент, чтобы улучшить качество собственного креативного продукта. Нейросети можно сравнить с печатным станком Гутенберга или интернетом, когда они только появились: это не проблема, а технология, инструмент в наших руках, и каким он будет, как сможет работать, зависит от нас. 

И я призываю всех творческих людей: если вы хотите остаться конкурентоспособными, заниматься разработкой продуктов, релевантных рынку, развивайте свои технологические навыки. В свое время считалось достижением, если ты уверенно пользовался Excel, а сейчас, например, непросто попасть в крупные российские компании, если вы не владеете промт-инжинирингом.

Защита проекта на хакатоне в Ставрополье
Защита проекта на хакатоне в Ставрополье

Какова роль регионов в развитии креативных индустрий и какие шаги уже предприняты для повышения их вклада в этот процесс?

Нам необходимо увеличить долю креативной экономики в ВВП страны до 6% к 2030 году (сейчас, по данным АСИ, она составляет 4,87% ВВП). А как это сделать? Мы должны декомпозировать цель на все регионы.  Если раньше в регионах работа по поддержке собственного креативного сектора была факультативной, то сейчас это задача, закрепленная федеральными нормативно-правовыми актами. Ответственность у регионов большая. При этом регион не может развивать сразу все 16 отраслей, а значит, важно в каждом субъекте устанавливать показатели с учетом специфики его развития, культурного кода, человеческого капитала. И мы помогаем регионам найти свою специализацию. 

Так, для Красноярского края — это гастрономическая отрасль. Оказывается, в нашей стране только в Красноярске готовят профессиональных шеф-поваров с высшим образованием — в гастрономическом институте им. Поля Бокюза. Там учатся люди со всего мира, и они нарасхват во всех лучших столичных ресторанах. Это гастрономическое чудо.

Другой пример — Якутия, в которой еще до принятых нормативных актов стали заниматься креативными индустриями. На этот субъект приходится 20% всех зарубежных кинонаград. Сборы якутских фильмов показывают устойчивый рост: в прошлом году они составляли 100 млн рублей, и только за 6 месяцев 2024 года — 93 млн рублей. Каждый десятый житель Якутии задействован в сфере креативных индустрий, представляете? Такого нет ни в одном субъекте — настоящий якутский феномен.

Как вы планируете вовлекать молодежь и студентов в креативные индустрии через образовательные инициативы?

У нас в стране много талантливых людей, если мы посмотрим на креативные индустрии, ядро трудоустроенных специалистов этой отрасли очень молодое — от 24 до 37 лет. 

Когда мы говорим о молодежи в креативных индустриях, надо понимать, что имеем в виду тех, кто профессионально занимается своей деятельностью: у них есть авторские разработки, они выходят с этим в рынок. Одно дело, когда ты играешь на гитаре дома, другое — когда придумываешь биты, выкладываешь их на биржах и потом на этом зарабатываешь. 

Мы создаем проекты, которые развивают молодежь в креативной индустрии. Например, хакатон «Города» — хороший пример точки входа на рынок. «Российские креативные недели», которые мы проводим с 2020 года в Москве и в регионах, нацелены на это же: деловая взрослая повестка с лучшими хедлайнерами из 16 отраслей, куда можно прийти без опыта и найти возможность стажировки, послушать про тренды, предложить свои решения, найти работодателя или инвестора. 

Что будет происходить с культурным обменом и экспортом наших креативных продуктов?

Есть такое противоречие: с одной стороны, креативные индустрии — это глобализация, сейчас нет границ, и нам доступен контент очень разных стран, а с другой — это локальная идентичность, создавая что-то, художник вкладывает в продукт часть своего культурного кода. Сейчас тренд не на массовые продукты (как это было совсем недавно). Круто носить что-то крафтовое, индивидуальное, вплоть до handmade. Растет спрос на бренды, которые ставят во главу угла локальную культурную идентичность.

Конечно, у российских креативных продуктов большое экспортное будущее. Мы видим взрывной рост компетенций, которые раньше было невозможно получить, так как рынок был занят иностранными компаниями. Я верю, что буквально за несколько лет случится бум во всех креативных отраслях и мы легко сможем конкурировать на мировом рынке. 

Беседовал: Александр Юдин

Обсудить на сайте