Mayan Warrior: хедлайнеры Burning Man выступят в Москве и Санкт-Петербурге
Mayan Warrior — это группировка диджеев, музыкантов, художников, дизайнеров, архитекторов, фотографов и других творческих людей из Мехико и Северной Калифорнии. Цель проекта, появившегося в 2012 году, — популяризация мексиканской электронной музыки и эстетики индейцев майя. Арт-группа прославилась своими многочасовыми диджей-сетами, которые они проводят на гигантском неоновом арт-каре, напоминающем лежащее индейское божество. С 2012 года Mayan Warrior являются участниками главной сцены Burning Man — проходящего в пустыне Блэк-Рок в штате Невада культового ежегодного фестиваля, кульминацией которого каждый раз становится сжигание огромной деревянной статуи человека.
«ДРУЖБА» станет первым фестивалем после Burning Man, где Mayan Warrior представят свою новую программу. Дело в том, что в апреле этого года знаменитый неоновый арт-кар Mayan Warrior сгорел дотла по дороге из Гвадалахары в Пунта-Миту, мексиканский курорт, где проект должен был участвовать в фандрайзинговом мероприятии. К счастью, в момент возгорания в каре находился только водитель, занимавшийся перевозкой, — он не пострадал. По словам создателя проекта Mayan Warrior, мексиканского предпринимателя Пабло Гонзалеса Варгаса, арт-кар не был застрахован. «Я забыл внести плату за страховку после пандемии, — объясняет он в интервью Billboard. — Потому что, когда случился ковид-локдаун, мы решили: “Зачем тратить деньги, если вокруг все закрыто?”». Чтобы перезапустить проект, был срочно объявлен сбор средств на создание нового арт-кара, который был представлен на Burning Man — 2024.
На фестивале «ДРУЖБА» переживающий второе рождение арт-проект представят: проект электронной музыки Concret, основанный диджеем Диего Ангелико Эскобаров и музыкальным продюсером Q-pha, мексиканский техно-диджей Kawas, лайв-проект двух диджеев Doyeq и мексиканский диджей Memo.
Расскажите о ваших взаимоотношениях с проектом, как они начались?
Мое первое знакомство с Mayan Warrior случилось в 2016 году. Я был на Burning Man и случайно оказался в последний день фестиваля на их выступлении прямо во время сожжения деревянной статуи. Очень вдохновился масштабом этого проекта. В тот раз мы не познакомились лично, я вернулся в Россию. Через год ко мне обратилась моя подруга Елена Кудина, которая на «Берне» познакомилась с музыкальным директором Mayan Warrior, диджеем Rebolledo. Она предложила сделать в Москве фандрайзинговое мероприятие, направленное на поддержку проекта. На тот момент это был первый такой опыт для Mayan Warrior. До России такие мероприятия не проводились. 100% прибыли с него мы направили на поддержку «майянской» коллаборации. Так завязались наши деловые отношения и дружба.
Какую роль играете вы и сторонние инвесторы в жизнедеятельности проекта?
Мы являемся представителями Mayan Warrior в российском регионе и проводим здесь все фандрайзинговые мероприятия, прибыль с которых направляем на поддержку проекта. Это делает нас частью этой арт-группы. Mayan Warrior — некоммерческий проект, и ежегодно требуется очень существенная сумма, чтобы организовать лагерь, привезти арт-кар на Burning Man, закрыть все сопутствующие расходы. Это колоссальные деньги. Мы и другие партнеры по всему миру помогаем проводить мероприятия Mayan Warrior — поддерживаем коллектив, покрывая часть бюджетов, необходимых для организации их выступлений. В апреле этого года я провел фандрайзинговое мероприятие Mayan Warrior в Дубае. На следующий год есть планы вернуться и туда, и в Россию.
В апреле прошлого года легендарный неоновый арт-кар сгорел дотла по дороге из Гвадалахары. Что случилось?
Официальная версия — перегрелась покрышка, и во время транспортировки произошло возгорание. Подлинную причину, боюсь, никто не назовет, но официально это было случайное возгорание.
Как удалось пережить эту потерю? Был ли арт-кар застрахован?
Крайне тяжело. Арт-кар не был застрахован, сгорело не все оборудование — часть удалось сохранить, но значительная часть пострадала. Платформа выгорела настолько, что уже не подлежала никакому восстановлению. Это был большой удар как для Пабло, основателя арт-кара, так и для всей команды. В создание проекта были вложены колоссальные деньги — на тот момент более 2,5 миллионов евро.
Создатель проекта Mayan Warrior Пабло Гонзалес Варгас заявил, что после потери арт-кара почувствовал себя «в определенной степени освобожденным». Что он имел в виду?
Проект был очень тяжелый в операционном и финансовом плане. Я повторюсь, это был некоммерческий проект, он не приносил прибыль, а только забирал средства. Зачастую фандрайзинговых мероприятий, которые проводились в течение года, было недостаточно, чтобы покрыть бюджет создания лагеря на Burning Man и привоза арт-кара. Пабло приходилось вкладывать свои собственные средства. В течение года большая техническая команда находилась на зарплате для обслуживания арт-кара, его сборки и разборки. Это была огромная ответственность и ноша, которую Пабло взял на себя. Когда произошел пожар, судьба проекта была неизвестна, и один из сценариев был закрыть его, что могло бы снять с плеч Пабло эту огромную ответственность. Чего, к счастью, не случилось.
Чем новый арт-кар отличается от предыдущего?
Новый арт-кар больше по размерам, чем его предшественник, более технологически продвинут и оснащен. На этот раз учтены все особенности климата, в котором приходится выступать. Использовано больше экранов, лазеров и световых приборов. Саунд-система стала мощнее. В общем, новый проект стал еще более масштабным и впечатляющим, чем предыдущий.
Расскажите об участниках проекта. Какие они?
Участники проекта — это настоящая семья, очень сплоченная. Каждый искренне любит этот проект и делает все возможное для его поддержания. Здесь нужно отдать должное Пабло, который не только является первым инвестором проекта, но и художником, и дизайнером, придумавшим, как это все будет выглядеть. Пабло не боится даже самой грязной работы, каждый год собирая и разбирая лагерь и арт-кар. Это вызывает огромное уважение. Проект является полностью альтруистическим и некоммерческим. Он не приносит финансовой выгоды, но приносит огромное удовольствие участникам и гостям Burning Man.
В посте о трагедии с арт-каром говорилось, что Mayan Warrior прекращают свою деятельность. Почему решили продолжить?
Да, был сложный момент, когда всем было непонятно, продолжать или нет. Проект очень трудозатратный и капиталоемкий. Решение было за Пабло. Один год мы пропустили — это был Burning Man без арт-кара. Однако то количество поддержки и обратной связи, которое Пабло получил от фанатов, вдохновило на создание новой платформы. Сейчас трудно представить Burning Man без Mayan Warrior, и я лично с самого начала не сомневался, что будет создана новая сцена.
В этом году вы привезете в Россию новый шоукейс, который пока представили только на Burning Man. Чем он отличается от предыдущих?
В этом году в России мы используем стейдж-дизайн, который ранее здесь не применялся. На Burning Man был представлен новый арт-кар. В России будет представлен фирменный стейдж-дизайн, а также артисты, которые ранее здесь не выступали. Например, Kawas и Memo. Наряду с ними выступит Concret, который однажды уже был в Москве, и Doyeq, локальные резиденты.
Mayan Warrior уже не в первый раз приезжают в Россию. Чем отличаются выступления здесь от других?
Мексиканцы очень любят Россию. У нас схожая ментальность, и им нравятся люди, которые живут здесь.
Что для вас самое важное в работе с арт-проектом?
Вдохновение и возможность создавать что-то уникальное и креативное, что объединяет людей. Проект Mayan Warrior — это не просто масштабное событие или техническая реализация, это объединение идей, эмоций и энергии огромного количества людей, которые искренне любят искусство, музыку и свободу самовыражения. Важно видеть, как участники проекта, несмотря на все трудности, продолжают работать, чтобы создавать что-то по-настоящему уникальное. Это очень мотивирует и вдохновляет на то, чтобы делать что-то большее каждый раз.
Беседовал Роман Дранников