Выйти из одной профессии в другую — не редкость, но и не такое частое явление, как может показаться. У тебя медицинское образование, и все-таки ты решил стать мастером на стыке искусства и дизайна. Как так вышло?
Я из семьи врачей и архитекторов из Томска, где совсем мало искусства. Неосознанно с детства у меня была тяга к познанию человека, которая выражалась и художественными практиками. В начале моего пути это были разные зарисовки: уже в Сибирском медицинском университете я вел конспекты при помощи рисунков, изображая различные состояния.
И наконец понял, что хочу говорить с людьми о чем-то фантастическом — это либо наука, либо искусство. Путь науки показался мне одиноким, поэтому я выбрал искусство — для меня это возможность коммуницировать посредством работ с множеством людей по всему миру. После четвертого курса я ушел из медицины, полностью сконцентрировавшись в практиках на стыке дизайна и искусства.
А медицинское прошлое находит отражение в твоих работах? Например, объект Candy Lady из вселенной Yoomoota вызывает у меня мысли то ли о сахарном диабете, то ли в целом о зависимости от сладкого, что может привести к пищевым проблемам.
Конечно, для меня это неразрывная связь, поскольку каждый из нас сталкивается с вопросами о своем физическом и психоэмоциональном здоровье, теле, влиянии на это внешних и внутренних факторов. В целом естественно-научные знания — важный фундамент моей арт-вселенной Yoomoota. Я всегда объясняю, что каждый герой — это проекция тел и сознаний людей, олицетворение некоторых аспектов человека и мира.
Так и с Candy Lady, которая действительно символизирует сахарную зависимость, широко распространенную и непреодолимую в наши дни. А ключевой персонаж из вселенной Yoomoota — Pillman, состоящий из капсул и таблеток, воплощает образ ипохондрика. В нем есть и мои черты — я тоже часто чрезмерно беспокоюсь о своем здоровье.
Любопытно, почему из всех вариантов, которые предлагает мир искусства, ты выбрал именно направление функционального дизайна?
Я работаю в разных направлениях, это не только функциональный дизайн, но и арт-дизайн, картины, скульптуры, декоры, арт-игрушки, ювелирные украшения, мультипликация и многое другое. Я считаю, что искусство — это не столько направление, сколько определенный стиль. Если ты не просто обладаешь какими-то навыками, а у тебя есть интуитивные стремления и врожденные предпочтения, то ты будешь идти к тому, чтобы их реализовать.
Искусством мы называем создание прекрасного вокруг себя, но на деле функция тех же картин не замыкается на эстетическом наслаждении, они также являются функциональными. Если посмотреть, как работает наша гормональная система, можно обнаружить, что она связана с корой мозга, то есть осознанной мыслью, а осознанное влияет на общее бессознательное — они находятся в постоянном взаимодействии друг с другом.
Так, сознательно взаимодействуя с изображением, мы можем находить в себе огромное количество бессознательных эмоций: и умиротворение, и трепет, и возбуждение, и любопытство. По принципу гомеостаза это очень функционально, поэтому нет нефункционального искусства.
Кресло Inflated Ass Фото: Yoomoota
Стул Lymphochair Фото: Yoomoota
Лампа Curiosity Lamp Фото: Yoomoota
Another Kingdom: Light Stage Фото: Yoomoota
Есть ощущение, что ты занялся дизайном на грани с искусством еще до того, как это стало мейнстримом. Это сегодня мы все больше говорим о функциональном искусстве, сегодня это тренд, но когда ты начинал, кажется, это было не очень популярно. Чувствуешь себя новатором?
Я могу назвать себя новатором конкретно в создании некоторых объектов, потому что ищу уникальное сочетание материалов, новые технологии их обработки и стараюсь глубоко прорабатывать образность. Однако я не чувствую себя новатором в смысле создания направления функционального искусства, потому что искусство всегда было функциональным, и только сейчас эта тенденция нашла определение.
Психология как наука существует недолго, и только в наши дни мы находим взаимосвязь между психоэмоциональным миром и миром функционирования внутренних органов и физиологических процессов в организме.Эти знания уже очень давно применяются в рекламе крупными брендами, которые привлекают специалистов, работников университетов, научно-исследовательских институтов, чтобы не только понять влияние, оказываемое на человека продуктом, но и узнать, как происходит взаимосвязь между ними. Именно поэтому у нас и появились кафедры маркетинга, в том числе в арт-сфере. Мне кажется, создание любого нового направления — это как найти новый элемент в таблице Менделеева.
Я вижу яркую тенденцию покупать искусство, которое полезно и в быту. Тарелки-чашки, необычные стулья и подушки. Как считаешь, почему это происходит? Зачем люди внедряют искусство в интерьеры и почему им интересно покупать искусство, которым можно пользоваться, а не просто на него смотреть?
На одних из первых торгов присутствовали глиняные чаши, и это нельзя не назвать искусством. Сегодня в музеях хранятся побитые графины, которые были сделаны за три тысячелетия до нашей эры и раньше. И такие вещи находятся не только в исторических музеях, но и в музеях искусства. Исследователи в области искусствоведения и культурологии активно занимаются изучением таких экспонатов, все они являются частью мира искусства. Не могу сказать, что это ценится больше, чем картины, поскольку у меня нет четкого разделения между картинами, инсталляциями и, допустим, функциональным креслом, которое может иметь некий визуальный текст, сохраняя свое практическое свойство. Все это является единой частью искусства, несущей ценность для коллекционеров в том числе.
Лично мне нравится контакт людей с предметами, потому что это чуть сильнее наполняет их жизнью. Когда человек не просто лицезреет объект, но вкладывает в него какое-то действие или труд, он взаимодействует с ним на более глубоком уровне. Ведь как можно прочувствовать в полной мере кого-то или что-то? Это множество этапов: визуальный, обонятельный, аудиальный, тактильный. То есть, чтобы прочувствовать объект, больше им дорожить и находиться с ним в интенсивной взаимосвязи, во время взаимодействия с ним должны быть задействованы все виды сенсорики. Именно поэтому мне нравится делать объекты, с которыми люди контактируют не только визуально. Вероятно, это может быть и причиной, почему людям ближе приобретать искусство, с которым можно взаимодействовать и которым можно пользоваться — с ним выстраивается более глубокая взаимосвязь.
У тебя в портфолио можно найти все — от шахмат до торшера. Но у тебя есть и объекты, которые не несут в себе никаких функций, кроме созерцательной. Что тебе больше всего нравится создавать — функциональное искусство или что-то другое?
Прежде всего, я занимаюсь созданием вселенной Yoomoota. И это огромный мир, который невозможно оценить просто как множество арт-объектов. Его наполняют планеты, станции, странные королевства, города, дома, улицы, разнообразные предметы ландшафтного дизайна, архитектурные объекты, флора и фауна. На каждой планете есть свои недочеты, ошибки, которые кажутся на первый взгляд странными, однако все это — составляющая часть жизни.
Мне неважно, какой предмет или объект придумывать, о каком существе размышлять, потому что мое основное художественное произведение — это вселенная Yoomoota, а все остальное —элементы этого произведения, как клетки тела или атомы, которые создают весь мир вокруг. Поэтому мне нравится создавать все, и я не могу выделить конкретные объекты или направления, которые мне ближе.
Есть ли объекты, которые ты сделал сначала для продажи или для ярмарки, а потом решил оставить себе?
Нет. Бывало, что нужно было подготовить объект к выставке, но я не делал что-либо специализированно для ярмарки или выставочного мероприятия. Для меня объект —это то, что создается идеологически. Конечно, он реализуется, но основной его смысл— это создание образа в рамках вселенной Yoomoota, его физическое олицетворение в нашем мире, чтобы люди с ним могли повзаимодействовать. И каждое мое произведение — некий входной билет в Yoomoota, через который зритель знакомится с воображаемым миром, путешествует по нему, собирает знания.
Конечно, каждый объект для меня — это работа всей жизни. Она наполнена не просто видением вещей такими, какими они мне кажутся, в ней находят место мои собственные размышления, рефлексии и анализ. Какие-то предметыя оставляю себе, но сложно определить те эмоции, которые испытываешь, когда предмет где-то показан, когда на него отреагировали другие люди. Это как процесс рождения чуда, когда предмет приобретает свой контур и видимость.
Процесс создания произведения мне видится как рождение и созревание человека. Первый этап — мысль, появляющаяся в голове, далее она преобразуется в образ, который возможно визуализировать и перенести на бумагу. В этот момент он приобретает конкретный вид, подобно рожденному человеку, у которого появляются диаметр головы, грудной клетки, длина рук, пальцев и тому подобное. А реализация объекта подобна достижению человеком совершеннолетия, когда он показывается людям и взаимодействует с ними. Так, объект приобретается, выставляется в музеях, участвует в конкурсах. По сути, он начинает жить свою жизнь. В этом смысле я тот родитель, который отпускает своих детей, когда им исполняется 21 год. Для меня это реализация объекта.
Мир Yoomoota — это первое, что ты придумал, когда пришел к искусству?
Первыми моими объектами были предметы дизайна, светильники, столовые приборы и инсталляции, которые я создавал еще в Томске. Первым же арт-объектом, относящимся к Yoomoota, был Lymphochair — стул, посвященный иммунитету. Здесь я связал художественную мысль со скульптурой, интегрировав это в кресло.
Yoomoota — это рефлексивная, сюрреалистичная вселенная. Я добавил «сюрреализм» только потому, что мне хочетсяпоймать взор большого количества людей. Конечно, можно найти красоту и особенности и в простых, бытовых вещах, окружающих каждого человека, но эти знания приходят только с опытом и мудростью. В современном мире внимание цепляется чуть сложнее.
Эта вселенная состоит из внутреннего мира людей, их состояний, чувств, физиологических процессов, социальных коммуникаций. Базовая основа Yoomoota скрывается в теории расширения вселенной. По типу энтропии, все звездные частицы распределились по выплеснувшемуся заряду энергии. И также для понимания следует упомянуть третий закон Ньютона, который гласит: «Сила действия равна противодействию».
Расскажи чуть подробнее о своей арт-вселенной — кто ее жители и какие в ней основные законы? Что главное и ключевое в ней?
Я склонен думать, что в человеке заложено пространство, устроенное схожим образом. Все внутренние процессы, которые происходят непосредственно в нас, расширяются, подобно вселенной. Это невидимо глазу и невозможно заметить на электрических микроскопах или других диагностических оборудованиях. Тем не менее я полагаю, что такое пространство внутри нас существует. Поэтому мной и был создан некий портал в это самое другое пространство. Оно наполнено 23 планетами и двумя космическими станциями. Каждый обитатель Yoomoota, будь то житель планеты боли, греха, рая, пустоты, путей, удачи или эмоций, является частицей жизни людей. Как жизни одного конкретного человека, так и всего человечества в целом. Разумеется, вселенная строится на моих собственных рассуждениях и чувствах, но в том числе она является олицетворением всех людей, человечества.
Люди, как и большинство организмов в мире, — социальные существа, которые не могут представить себя одинокими. Одинокими мы бываем только в своем сознании, в воображаемом представлении своего мира, в его субъективном восприятии. Но фактически и физиологически одиночества не может быть, так как существует память клеток, генетика — у каждого человека есть родители и предки. Суть Yoomoota в том, чтобы привлечь внимание человека к самому себе и чтобы через самого себя он обратил внимание и на других людей.
Фото: Yoomoota
Long Lamp Фото: Yoomoota
Thymus Фото: Yoomoota
Pillman Фото: Yoomoota
Candy Lady Фото: Yoomoota
Есть такая поговорка, на латыни она выглядит так: Imperare Sibi Maximum Imperium Est, что в переводе означает: владеющий собой владеет всем миром или же что понимающий себя понимает весь мир. Именно это понимание я пытаюсь репрезентировать в Yoomoota. Естественно, я не смогу сделать это один, и я очень сильно надеюсь, что в дальнейшем люди подхватят эту идею.
В открытом доступе можно найти и изучить информацию про другие детали и нюансы вселенной Yoomoota, узнать про каждого персонажа. Сейчас я постепенно пишу историю, целый рассказ про путешествие Асприма (Aspr1m). Кстати, в реальной жизни он уже побывал на МКС! Можно сказать, что Yoomoota — результат моей огромной интеллектуальной и творческой работы.
Как можно расшифровать название — Yoomoota?
У каждой ее буквы есть свое значение. «YOO» — сленг, приветствие «йоу». Также «Ю» в произношении отсылает к местоимению «ты». Буква «М» связана с Матерью, Началом жизни любого человека. Почти на всех языках мира «мама» пишется через букву «м», поэтому семиотически это очень сильная буква. «ОO» — два мира: который мы видим и из которого мы состоим. «TA»— подпись моего имени. По сути, Yoomoota является децентрализованной вещью для человечества. По крайней мере, я хочу видеть ее такой, представлять ее свободной.
Какое у Yoomoota будущее? Может, собираешься расширять ее?
Yoomoota точно продолжит масштабироваться на международном рынке, помимо Азии, это Европа и США. За последний год проекту удалось зарекомендовать себя на международных ярмарках, особенно в области дизайна, и дальше я вижу зону роста именно в современном искусстве. Этого можно достичь также с помощью выставок, но мне важно интегрировать Yoomoota в разные сферы жизни благодаря коллаборациям — это медицина, образование, путешествия, девелопмент, мода. Совсем скоро я представлю проект с ведущим игроком мировой гейм-индустрии, а также гастрономическое сотрудничество с рестораном.
У меня огромное количество концептов, которые хотелось бы реализовать. Из самого масштабного — направление апарт-отелей Yoomoota, которое мы будем развивать вместе с крупным застройщиком на Бали. Старт проекта запланирован на 2025 год, совсем скоро заключаем сделку и начнем смотреть землю, где разместится проект, которому нет аналогов и который претендует на абсолютно новый уровень архитектуры пространства, визуальной и технологической инновации, подобно той, что в свое время ввел Антонио Гауди.
Фото: Yoomoota
Фото: Yoomoota
Фото: Yoomoota
Фото: Yoomoota
Пока готовятся следующие обновления и объекты, у тебя уже расписан график участия в ярмарках — и это не только Cosmoscow в Москве. Ты недавно вернулся с Maison&Objet в Париже, на днях поедешь на PAD London, а дальше — Сеул и Гонконг. Как тебе удается в текущих условиях оставаться на международной арт-сцене?
Такой плотный график — результат арт-менеджмента моей команды, которая ежедневно общается с галереями и ярмарками по всему миру. И каждое участие в международной выставке открывает новые двери: так было весной, например, во время Collectible в Брюсселе, когда основатель PAD Патрик Перрин увидел Lymphochair и сразу позвал Yoomoota участвовать в его ярмарке. С 8 по 13 октября я буду представлять работы наряду с такими галереями, как Opera Gallery, Nilufar Gallery, Carpenters Workshop Gallery и другими.
А благодаря Maison&Objet, где мы не только показывали стенд Yoomoota, но и участвовали с работой Lymphosofa в групповой экспозции, куратором которой была трендсеттер Элизабет Лериш, консультант таких брендов, как Hermès, ее проект отправится гастролировать на Hong Kong Design Week. Еще несколько лет назад количество входящих запросов было меньше, но из-за мастерской в Бангкоке и международных коммуникаций Yoomoota я вижу большой рост — из Кореи ко мне обратился Define Seoul, проект ведущей корейской арт-ярмарки Art Busan, где Yoomoota участвует с 30 октября по 3 ноября. На Cosmoscow, кстати, арт-вселенная представлена как международная галерея из Таиланда.
Расскажи про опыт присутствия за рубежом в последние несколько лет. Есть ли особо раздражающие факторы? Логистика, например, или некая предвзятость, были ли отказы по надуманным причинам? А может, наоборот, ты чувствуешь только поддержку от коллег за рубежом?
Я сконцентрирован на идеологической составляющей Yoomoota, создании новых персонажей и предметов, поэтому конкретных сложностей с той же логистикой у меня нет — этими прикладными вопросами занимается команда. А предвзятость на моем опыте — скорее надуманные ограничения, чем реальные. Я вижу большую поддержку от людей из международной индустрии, изданий, премий, куда регулярно подаются мои работы. Причем это коллеги не только из Бангкока, а люди по всему миру, кто проникается Yoomoota даже на расстоянии.
За последний год мы сотрудничали с двумя музеями: Музей архитектуры и дизайна Athenaeum в Чикаго, чью коллекцию пополнило выигравшее премию Good Design Awards кресло Inflated Ass, и Red Dot Design Museum в Китае, который сам проявил интерес к шахматам Another Kingdom: Light Stage, вероятно, благодаря огромному количеству публикаций о них в более чем 15 странах. На днях я узнал, что PAD London Financial Times включает мою работу в подборку сюрреалистических экспонатов выставки. Поэтому я верю, что все всегда находится в наших руках, а пределы и ограничения — только в голове.