На весеннем маркете Win-Win ввел новое направление — специализированную секцию Focus. В этот раз она будет посвящена текстильному искусству. В эту секцию на опен-колл поступило более 130 заявок. Чем вы объясняете такой интерес среди современных авторов к текстилю?
Сработало несколько факторов: авторитет маркета Win-Win как хорошо зарекомендовавшего себя на арт-рынке события и повышенный интерес к текстильному искусству со стороны молодых авторов, который мы подогревали в том числе и нашей работой по популяризации этого направления. Например, в 2024 году мы провели четыре большие выставки на тему текстиля — в моей галерее Atelier Choutko, в Фонде культуры «Екатерина», в галерее «Граунд Солянка» и в Ruarts. И, конечно, как куратор я рассказывал и привлекал авторов к участию в секции Focus Textile на маркете Win-Win.
Какое место в целом занимает текстиль на российской арт-сцене?
До 2019 года у нас не было институции, целенаправленно занимающейся продвижением текстильного искусства именно в контексте современного искусства. Были отдельные выставки и секции под эгидой союзов художников, отдельные авторы, работающие в различных текстильных техниках, представленные эпизодически в нескольких различных галереях. Начиная с 2019 года мы занялись этим направлением как основным. В совокупности с общемировым интересом к текстильному искусству наши усилия привели к всплеску спроса.
Важно отметить, что, в отличие от других видов искусства, таких как живопись или графика, предметов текстильного искусства несопоставимо меньше. Это объясняется несколькими факторами. Например, сложность текстильных техник: ручное шпалерное ткачество, ручное ковроткачество, аппликация, вышивка, междисциплинарные предметы — все это требует от художника дополнительных навыков. Кроме того, мало мест, где этому можно научиться. И не стоит забывать, что такая работа требует усидчивости, а молодым талантам часто хочется все и сразу — и при этом быстро.
Лучшие предметы текстильного искусства настолько великолепны, что начиная с XV века — гобелены Рафаэля для Сикстинской капеллы, например — и до наших дней служили наиболее ценными предметами для коллекционирования или подарка государственного уровня. Вспомним Ле Корбюзье или Альбину Воронкову. В итоге, все это приводит к тому, что, по моим оценкам, предметов такого высокого уровня создается в мире не более десяти в год, а предметов, достойных быть показанными на хорошей ярмарке современного искусства, — не более 300 в год. Таким образом, текстильное искусство — это весьма ценная редкость. При этом на фоне возросшего интереса у некоторых авторов появляется соблазн сотворить нечто на волне текстильного хайпа, но без должных знаний и навыков ничего хорошего из этого не получается.
Оксана Муратова, «Идеальная любовь» Фото: пресс-служба маркета современного искусства Win-Win
Наталья Лотарева, «Бутерброд» Фото: пресс-служба маркета современного искусства Win-Win
Наталья Лотарева, «Бутерброд» Фото: пресс-служба маркета современного искусства Win-Win
Марина Глебова, «Птицевик» Фото: пресс-служба маркета современного искусства Win-Win
Катя Абламская, «Планета 3» Фото: пресс-служба маркета современного искусства Win-Win
Катя Абламская, «Планета 3» Фото: пресс-служба маркета современного искусства Win-Win
Ася Авели (Asia Aveli), «Преодоление» Фото: пресс-служба маркета современного искусства Win-Win
Ася Авели (Asia Aveli), «Преодоление» Фото: пресс-служба маркета современного искусства Win-Win
Александр Платонов, MGCSQRE-2 Фото: пресс-служба маркета современного искусства Win-Win
Есть ли какие-то яркие художники, работающие в этом направлении, на которых стоит обратить особое внимание? Кто вам особенно интересен или импонирует?
Было бы неправильным выделять имена. В текстильном искусстве много различных техник разной степени сложности. Каждый автор или галерея, прошедшая отбор экспертного совета, по-своему хороша. Для формирования более полного понимания особенностей этого направления предлагаю посетить нашу галерею Atelier Choutko, где мы периодически проводим образовательные мероприятия и экскурсии. Но если говорить о техниках исполнения, то, конечно предметы, выполненные в технике ручного шпалерного ткачества, то есть гобелены, и ручного ковроткачества — это наиболее редкие и ценные изделия. При этом в угоду коммерческой составляющей некоторые авторы называют гобеленами и принты, и машинные изделия, но это не соответствует действительности и не имеет сопоставимой ценности.
Увидим ли мы какие-то тенденции развития этого направления на Win-Win, возможно, какие-то отличительные черты?
На Win-Win можно будет увидеть предметы текстильного искусства в различных техниках — от самых сложных, как гобелены и ковры ручной работы, до относительно простых, как аппликация.
Отмечу две тенденции. Первая — по мере роста интереса к теме текстиля со стороны молодых художников появляются больше работ в относительно простых техниках. Тут главное и определяющее в ценности произведения, чтобы такое исполнение работы было наилучшим вариантом выражения авторской идеи. Если так, то простота будет оправдана. Вторая тенденция — все больше сложившихся современных художников обращаются к текстильному искусству, но как раз в самых сложных его техниках — это ручное шпалерное ткачество, то есть гобелены, и ручное ковроделие — как к новому и максимально эффективному средству воплощения их идей, и делают они это совместно с нами в наших текстильных мастерских.
Что было самым сложным для вас при выборе участников?
Отказать тем, кто, на наш взгляд, был достоин участвовать, но уже физически не помещался на площадку. Меня порадовал высокий уровень заявок, которые мы получили. Если бы помещение было безграничным, мы бы отобрали порядка 70 участников из 136 заявок.
Как вы считаете, что дает Win-Win молодым и начинающим авторам?
Win-Win — уникальный проект, существующий благодаря организаторам и лично Софье Троценко, их любви к современному искусству и высокой социальной ответственности. По своей сути, это социальный проект поддержки художников, потому что, пройдя отбор экспертного совета, художник может за символическую плату выйти напрямую на клиента или найти себе галериста, реализовать свои работы. При этом уровень экспертных советов маркета всегда высок, и на площадку попадают достойные. В отличие от ярмарок современного искусства, где стоимость участия примерно в 20–100 раз выше, участвовать могут галереи и, чтобы окупить затраты, надо продавать дорогое искусство.
Кто для вас коллекционер?
Человек, собирающий предметы не для того, чтобы создать цветовое пятно на стене, а с известной долей осознанности темы и выбора.
Уже не первый год вы коллекционируете авторские гобелены и ковры ручной работы. Как вы стали их собирать и почему выбрали именно это направление?
Я не только коллекционирую, но и создаю их. У нас есть мастерские, где мы вместе с современными художниками вручную создаем гобелены и ковры. Интерес к текстильному искусству у меня появлялся постепенно. Со временем пришло понимание, что в мировом искусстве нет ничего более редкого, чем предметы текстильного искусства, и с каждым годом их производят все меньше. Именно текстиль на подсознательном уровне наиболее близок человеку среди всего, что нас окружает. Сразу после рождения ребенка заворачивают в простыню, одеяло, на Востоке иногда — в ковер. С текстилем больше всего соприкасается наше тело. Плюс светоотражающая способность текстиля более комфортна для глаз, чем любая другая.
Какие редкие, особенные предметы есть в вашей коллекции?
Гобелен Сергея Гавина «Лабиринт», гобелены Альбины Воронковой из серии «Жизнь орхидеи», гобелен Андрея Геннадиева «Шагающая рыба», гобелены Ольги Солдатовой, гобелен Ирины Симоновой «Осень», ковер и гобелены Гоши Острецова, ковер Александра Повзнера, гобелен Сергея Пахомова.