Спектакль «Мой первый бизнес» — искусство обращаться с деньгами для детей
Незамысловатая история писательницы Натальи Перевезенцевой об одном воскресном дне поросенка Феди разыгрывается молодыми актерами РАМТа с искренней увлеченностью и азартом, если не сказать безбашенным драйвом. Они исполняют роли поросенка, коровы, барсука, фламинго и еще десятка лесных зверей без тюзовских штампов, грима с зубами на пол-лица, пушистых ушей и хвостов, и без попыток выдать взрослых людей за маленьких детей.
Образ Поросенка Феди, которого играет Дарья Затеева, лаконичен и прост: розовая рубашка и джинсовый комбинезон с кепкой, без намека на что-либо «поросячье», если не считать цвета рубашки. Мама поросенка в исполнении Дианы Морозовой — грациозная дама в широкополой шляпе, джинсах-клеш, розовом пиджаке и модных солнечных очках, а дедушка Феди в исполнении Дмитрия Бурукина — стиляга-джентльмен в клетчатой жилетке и шляпе с тросточкой.
Сценография спектакля также весьма минималистична и функциональна: в качестве задника сцены используется экран, на котором транслируются анимированные видео леса и ярмарки, куда отправляется Федя, чтобы купить баночку меда. Кроме экрана на сцене есть картонные коробки с разноцветной резаной бумагой-наполнителем и флипчарт, на котором мама Феди периодически подсчитывает расходы, выписывая цифры вместе с забавными картинками. Коробки же превращаются то в ярмарочные прилавки, то становятся деревьями в лесу, по которому Федя на велосипеде-стуле едет на ярмарку. Картонный мир детства, где коробка — лучшая игрушка, в которую можно залезть и творить внутри собственные миры, вызывает у взрослых зрителей подзабытое чувство восторга от бесконечного потока возможностей.
Сюжет истории прост и поучителен: Федя по заданию мамы отправляется на лесную ярмарку, чтобы купить баночку меда за 5 звериков, что-то вкусное себе за 3 зверика и принести маме сдачу с крупной купюры в 20 звериков. Первая самостоятельная поездка на ярмарку оборачивается катастрофой: Федя теряет себя и предается безудержному шопоголизму, скупает всевозможные сладости, но вскоре обнаруживает, что у него практически не осталось денег и на мед для мамы не хватает. Но после встречи с Коровой, предлагающей покупателям свое молоко, — ее также играет Дмитрий Бурукин, стремительно перевоплотившись, надев передник и белую пелерину, — Федя решает заработать денег на продаже инновационного продукта — молока с шоколадом, которое можно продать дороже, чем обычное. Вот такой незамысловатый сюжет спектакля, но суть здесь в нюансах.
Режиссер Иван Пачин работает не столько с детским нарративом, сколько со взрослым восприятием этого нарратива: по ходу истории актеры не только виртуозно перевоплощаются в разных персонажей, но и на мгновения выходят из роли и говорят от собственного лица. Эпизоды сказки чередуются с рассказами актера о собственной жизни. Так рассказ о том, как рассчитывается прибыль, иллюстрируется примером из истории постановки в театре: сколько стоят билеты, сколько от этой суммы тратится на «себестоимость спектакля» (и из чего она складывается), сколько остается прибыли и сколько из нее получают актеры в виде зарплаты.
Обаяние спектакля «Мой первый бизнес» кроется и в музыкальном оформлении. Музыку создал Ренат Шавалиев, актер и композитор из известного петербургского театра Kasrlssonhause — за ними закрепилась репутация одного из лучших камерных театров для детей. Тексты песен написала драматург Полина Коротыч, чья пьеса «Вадик поет свою музыку» идет в РАМТе уже не первый сезон. Вообще спектакль изобилует хорошим, добрым юмором, который пересыпается, как песок в ладошке, местами строится на текстовой или ситуативной импровизации актеров. Поскольку действие разворачивается в Черной комнате — небольшом пространстве без традиционной сцены, зрители находятся в непосредственной близости к актерам. Например, когда кто-то из детей решает покинуть зал во время спектакля, он выходит через всю комнату, а потом так же бесцеремонно «врывается» в действие, возвращаясь на свое место. Откровенное партнерское подшучивание или мелкое хулиганство со стороны юных зрителей, которые могут дотянуться до лежащего рядом реквизита, добавляет веселья в атмосферу представления.
«Мой первый бизнес» — хороший пример спектакля с реальной «практической пользой» от просмотра, без дидактики и морализаторства. Эта постановка учит без назидания — методами театра и арт-терапии, если угодно, учит прежде всего не умению считать деньги и понимать их ценность (хотя и этому тоже), а умению любить, в том числе любить театр и, шире, искусство больше, чем деньги.
Автор: Анастасия Ильина