«Искусство на проводе». Современные художники — о любви, творчестве и смерти
Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.
Евгения Болюх
Междисциплинарная художница, работает с объектами, инсталляциями, перформативными практиками.
Что для тебя творчество?
Уже где-то больше двух лет я работаю с травмой. Я стараюсь передать опыт травмы на чувственным уровне, через более универсальные объекты, чтобы любой человек чувствовал себя не одиноким, чувствовал, что его понимают.
У людей есть разные травмы, они могут быть по разному поводу. Но я пытаюсь передать именно вот это чувство «проживания травмы». И для меня это достаточно непростой опыт.
При этом я абсолютно не хочу никого менять. Художник может менять через творчество свое окружение, социум в том числе, но у меня такой цели нет. Мне кажется, что никто не готов меняться, пока он сам не решит меняться. Для меня творчество — передача того, что происходит сейчас, возможность как-то это осмыслить и всем нам коллективно прожить.
Марина Глебова
Художница, работает с графикой, живописью, текстилем, смешивая их между собой.
Что для тебя смерть?
Мне кажется, что смерть — самая интересная тема для творчества. Если любую тему глубоко копать, она всегда про смерть. Меня это не пугает. Я надеюсь, что будет такое прекрасное время, когда я настолько устану от жизни, что просто буду счастлива уйти, и это будет хороший момент.
В целом, сейчас у меня какой-то «blue период». Мои работы более спокойные и более, может быть, воздушные, связанные с одиночеством. Наверное, я сейчас делаю больше о себе, своем состоянии, чем о фантазиях на тему каких-то воспоминаний.
Надя Петрова
Художница, работает в направлении файбер-арт, с кружевными полотнами и вязаными арт-объектами.
Что для тебя любовь?
Я процитирую Екатерину Колоссовскую: «Любовь — это когда варишь бигуди в кастрюле, чтобы сделать кудри дочери». Мне нравится это сочетание бытового и какой-то красоты. Хотя, видимо, к насекомым я более неравнодушна, чем к дочерям, потому что их нет.
Что для тебя смерть?
Здесь я выберу цитату Вовы Цыгана: «Смерть — это то, что поджидает всех комаров, которые мучили меня этим летом». Хотя в целом это то, что ждет не только этих комаров, но и вообще все живые организмы. Естественный финал жизни. На самом деле, я выбрала эту цитату, потому что я перестала убивать насекомых. Не то чтобы я такая теперь просветленная, но раньше каждое замеченное мной насекомое было убито.
Лана Морозова
Мультимедийная художница, работает с текстилем, вышивкой, керамикой, алюминием, живописью и графикой.
Что для тебя творчество?
Сейчас мое творчество — о конце света, смерти, детстве, семье, любви, да и в принципе обо всем, что волнует всех. При этом сложно отделить себя от общества и общество от себя. Я думаю, что все взаимосвязано. И в том, как я что-то делаю или чувствую, другие могут найти что-то близкое себе. И я так же нахожу что-то близкое в других людях. Поэтому мне кажется, что это общечеловеческие темы, общесоциальные.
Думаю, что в творчестве, говоря о себе, мы говорим обо всем мире. Говоря о ком-то другом, мы все равно тоже говорим о себе.
Что для тебя смерть?
Я могу прочитать стихотворение Андрея Платонова: «Баю-бай, Машенька, тихое сердечко. Проживешь ты страшненько и сгоришь, как свечка». Я люблю поэтические нарративы, и мне близко поэтическое ощущение смерти.
Аня Гросицкая
Художница, работает в основном с тканью и вышивкой, исследует повседневность.
Что для тебя творчество?
Мне кажется, творчество способно простраивать связи между прошлым и настоящим, которые были разорваны или отвергнуты. Например, это я делаю в своем творчестве. Мне хочется заново визуализировать эти связи, дать им образ.
Я шью разные объекты из старых советских тканей и еще начала заниматься скульптурой, которая тоже отсылает к советскому наследию. Мне кажется, что все это рифмуется с сегодняшним днем. Но нужно отступить чуть-чуть назад и посмотреть на это со стороны.
Сначала я думала, что я совсем не связана с советским. А потом я стала понимать, как моя жизнь пересекалась с этим. В разных местах: в саду, школе, семье, где транслируются какие-то устои. Я стала понимать, как это все влияет на мою жизнь и на мою психологию, на то, как я взаимодействовала с этим миром.
Юрий Чернышев
Междисциплинарный художник и преподаватель, сосредоточен на исследовании «залипания».
Что для тебя любовь?
Процитирую Ивана Подкидышева: «Любовь — это канат, по которому пролегает путь над пропастью. Жизнь — это путь по канату над пропастью. А смерть — это пропасть, над которой растянут канат». Значит, все это какой-то путь.
В этой цитате я выбираю путь как форму. Для меня канат –– это интересная форма. Я очень люблю, например, железные дороги, потому что у них есть путь. То есть ты смотришь, куда ты идешь и как ты двигаешься.
Алиса Смородина
Художница, создает объекты, графику и инсталляции.
Что для тебя творчество?
Творчество – это то, от чего нужно время от времени сознательно отказываться.
С полвека назад Йозеф Бойс сказал: «Каждый человек – художник». А сегодня мы оказались в ситуации креативной экономики, когда от тебя постоянно требуется генерировать новые идеи, смыслы, отношения. Нужно креативить на работе, в социальной жизни, затейливо выстраивать свой цифровой имидж. В сочетании с культом продуктивности получается убийственный коктейль.
Поэтому мне кажется важно иногда отказываться от творчества. Чтобы восстановить его смысл и ценность. Чтобы вернуть себе право на творчество, сегодня превратившееся в обязанность.
Дина Боровик
Художница, создает объекты и инсталляции через призму рефлексии о прошлом и настоящем окружающей нас действительности.
Что для тебя любовь?
Для меня любовь — это наполняющее тепло. Когда ты будто бы расширяешься изнутри и становишься больше. Любовь — она во всем. Я стремлюсь к тому, чтобы все, что я делаю, исходило из этого чувства. Мне важно, чтобы от того, что я делаю, зрителю становилось чуть теплее внутри, и он мог ненадолго отвлечься от рутины, задуматься о чем-то добром и улыбнуться.
Что для тебя творчество?
Творчество меня очень наполняет. Даже когда я сильно устаю, сажусь за работу — и все, усталость словно улетучивается. Я ищу способ создавать не из боли, а юмора, абсурда и любви. Часто стремлюсь создавать альтернативную реальность, где все хорошо. Наверное, это в какой-то степени мой побег от непростой и часто довольно мрачной действительности.
Думаю, творчество — это живой симбиоз, взаимодополняющий процесс. И сам художественный поиск, и практика взаимно меняют и меня.
Иван Репкин
Архитектор, художник, работает с живописью, скульптурой, исследует тему личных переживаний.
Что для тебя любовь?
Мне понравилась цитата Александры Трифоновой про любовь: «Любовь — это сливочное масло. Это красота, неловкость. Любовь делает из умнейших людей настоящих глупцов». Почему сливочное масло? Любовь — она же бывает разной. И сливочное масло тоже разное: оно может быть и холодным, и твердым, а может быть мягким и текучим. В этом, собственно, и вся прелесть.
Что для тебя творчество?
Мне кажется, любой художник должен творить для себя в первую очередь. Наверно, я не нашел какой-то другой формы выражения своих ощущений, кроме творчества. Я занимаюсь этим всю жизнь, и мне кажется, что творчество — это то немногое, что может быть настоящим. Это то, что может давать хотя бы какие-либо эмоции. Мне кажется, что без искусства был бы наш мир гораздо грустнее.
Александр Гордеев
Художник и модель, работает с графикой.
Что для тебя любовь?
Это энергия, которая движет все.
Что для тебя творчество?
Думаю, люди занимаются творчеством, чтобы запечатлеть свой опыт, дух времени. Какая-то вот такая у человечества всегда странная тяга к тому, чтобы оставить какой-то след. А другие люди ходят на это смотреть, потому что они хотят того же.
Для меня творчество — это про развитие сознания, про то, как мы видим мир и как сознание наше меняется, растет и изменяется, эволюционирует. Вот есть биологическая эволюция, а есть культурная революция, есть духовная эволюция. Искусство и творчество для меня — это духовная эволюция, не культурная.