5 книг о мифах и легендах коренных народов России
«Финист — ясный сокол», Андрей Рубанов
Писатель-фантаст и лауреат престижной литературной премии «Ясная поляна» Андрей Рубанов создал глубокую многослойную сказку в стиле фолк-фэнтези, язык которой нарочито стилизован под былинную речь. Сюжет романа основан на народной легенде о юноше Финисте, превращающемся то в сокола, то в перо… Его возлюбленная Марья готова на все, чтобы разыскать Финиста: она отправляется в опасное путешествие, преодолевает множество преград и идет на лишения ради любви. Девушке помогают три Ивана-рассказчика, которые также готовы пройти этот непростой путь во имя прекрасного чувства. Но какая мотивация у этих героев? Автор погружает в мир каждого из них, поочередно давая им слово — повествование ведется от лица нескольких персонажей. Интересно, что в книге Рубанова главная героиня почти не разговаривает, ее образ напоминает молчаливую тень, ускользающий мираж, несбыточную мечту об абсолютной любви и беззаветной преданности. Но сказка — она на то и сказка, чтобы мечта наконец-то стала реальностью.
«Кукомоя», Полина Луговцова
В названии этого романа digital-автора «Литрес» Полины Луговцовой — старинное слово «кукомоя», которым на Русском Севере называли нерях и грязнуль. Однако в мистическом триллере кукомои — загадочные человекоподобные существа без лица, которые всегда приносят с собой беду. Действие разворачивается в современной России, в отдаленном от больших городов провинциальном поселке, где жизнь кажется мрачной и однообразной. Кукомои издают страшные звуки, предупреждающие жителей об опасности: обычно после их появления кто-то погибает или исчезает без вести. Эта участь постигла и семью главного героя Антона: сначала кукомои увели его деда, а потом бабушка трагически погибла, упав в колодец… Автор постепенно нагнетает напряжение, создавая по-настоящему пугающую атмосферу городка, в котором орудуют мистические существа. Кукомои здесь — не просто чудовища, но и метафора человеческих пороков и расплаты за них. Роман понравится любителям динамичного фэнтези: сюжет не перегружен лишними описаниями и подробностями, а диалоги живые и остроумные.
«Дорога в Тридесятое царство. Славянские архетипы в мифах и сказках», Александра Сергеева
Эта книга отдаленно напоминает адаптированную для русскоязычного читателя версию бестселлера Джозефа Кэмпбелла «Тысячеликий герой». Психоаналитик Александра Сергеева рассматривает славянские сказки, легенды и их персонажей с точки зрения юнгианского анализа. В самом начале книги автор заявляет, что она — не воинствующий славянофил, не историк и не фольклорист. Главная цель этой работы — понять, как архетипическое наследие наших предков влияет на современное общество. Мифы и сказки — это лишь донаучная попытка понять суть этого мира, и в них кроется множество причинно-следственных связей, они становятся основой для психологических установок и когнитивных искажений. Если научиться читать символический язык мифов, то можно многое понять и о современной России. А еще узнать, как из многогранного образа Бабы-яги появилось множество литературных персонажей, с каким архетипом связан Кощей Бессмертный и зачем влезать в ухо к Сивке-Бурке.
«Брат болотного края», Ольга Птицева
Красивый роман в жанре магического реализма, в котором реальность переплетается со славянской мифологией, а рядом с обычными людьми живут сказочные существа. В центре сюжета — история семьи, решившей сбежать от цивилизации. Они поселились в дремучем лесу, где обитают жуткие мистические существа. Подросток Олеся не помнит, как она попала в это странное место и оказалась в патриархальной семье, где последнее слово всегда за отцом. Ее усыновили? Нашли в лесной чаще? А может, она пришла в дом сама? Аудиокнига полностью погружает в вязкую и мрачную атмосферу таинственного леса. Однако вся мистика в романе — лишь ширма, за которой прячутся реальные социальные проблемы. Каждый из членов отшельнической семьи одинок и несчастен. Домашний диктат оборачивается адом для всех, а тотальная нелюбовь превращает персонажей в монстров похуже, чем те, что живут в лесу. Автор использует форму фольклорной сказки, чтобы донести основную мысль: старое уходит в прошлое, а новое пока не пришло на его место, и в этих условиях герои пытаются сохранить себя.
«Главное в истории мифологии. Ключевые сюжеты, темы, образы, символы», Марина Голубева
Еще одна познавательная книга, которая расширяет представления о славянской мифологии и заложенном в ней символизме. Автор, доцент психологии Марина Голубева, рассказывает, как древнейшие мифы трансформировались в русские народные сказки, известные с детства. Из нее можно узнать, какие мифологические системы существовали у шумеров, скандинавов и древних славян, как появились праздники Масленицы и Ивана Купалы, на чем основаны сюжеты старинных легенд и как они связаны с историческими событиями, какие персонажи перекочевали из мифов в религию. Голубева много внимания уделяет символике мифов: мужское и женское начало, рай и ад, а также многое другое. Автор объясняет, как устроена древняя мифология и почему она, как ни странно, до сих пор влияет на сознание современных людей. Нельзя не отметить и удобную структуру книги, которая разделена на четыре части: «Мифы в истории», «Сюжеты», «Системы» и «Символы». Никакой «воды», все четко, емко и «по полочкам».