Медицинские препараты в косметологии: когда риск неоправдан
Большинство косметических средств, инъекционных препаратов и аппаратных процедур для сохранения и поддержания нашей молодости и красоты родом из медицины. Существует масса примеров удачных перемещений: от ботокса, гиалуроновой кислоты до миноксидила и декспантенола. Самый яркий из них — токсин ботулизма. Тот самый препарат, при помощи которого изначально лечили косоглазие, а впоследствии — мигрени, теперь используется для борьбы с морщинами, выпадением волос, излишним потоотделением и для устранения рубцов.
На грани риска
Не всегда эти интеграции были успешными. С побочными эффектами, которые сопровождают те или иные манипуляции, врачи-косметологи и пластические хирурги не могут справиться по сей день.
«Взять хотя бы инъекции полиметилметакрилата (ПММА), — рассуждает Анна Дычева, организатор крупнейшей парфюмерно-косметической выставки InterCHARM. — Несмотря на то что они были одобрены к применению, у некоторых пациентов наблюдались серьезные осложнения, включая гранулемы (воспалительные реакции) и образование рубцов. Или феноловый пилинг, который ранее использовался в медицине для лечения глубоких кожных дефектов, а теперь помогает омолаживаться. После того как количество осложнений в виде келоидов и гипо- либо гиперпигментации стало увеличиваться, врачи-косметологи перестали прибегать к данной методике без явных на то показаний. Ну и, конечно, инъекции жидкого силикона, ранее использовавшиеся в офтальмологии, урологии и реконструктивной медицине, а впоследствии — для увеличения губ и коррекции морщин. Со временем выяснилось, что подобное воздействие приводит к образованию гранулем, воспалениям и деформациям тканей. Как следствие, использование силикона теперь запрещено или строго ограничено в большинстве стран».
Последний пример — один из самых красноречивых. Девушки, давным-давно рискнувшие интегрировать в губы жидкий силикон, до сих пор пытаются разобраться с последствиями. И помочь им в этом может лишь пластический хирург. Но есть и менее драматичные примеры.
«Множество мезотерапевтических препаратов, которые реньше использовались в малоинвазивной косметологии, пришли к нам из медицины, — рассказывает Мария Ширшакова, к. м. н., дерматовенеролог, косметолог, основатель клиники NBMC. — Но ожидания оправдали, увы, не все. К примеру, кофеин, который применялся для коррекции артериального давления, в косметологии начал использоваться как липолитик. Или артишок — прекрасное средство для улучшение оттока желчи — как непрямой липолитик и противоотечный препарат. Должного эффекта эти инъекции, к сожалению, не произвели».
На гребне волны
Несмотря на то что подобные интеграции не всегда были удачными, тенденция перехода медицинских препаратов в косметические набирает обороты. И экзосомы — небольшие мембранные везикулы — один из самых обсуждаемых примеров. «Чуть больше десяти лет назад Джеймс Ротман, Рэнди Шекман и Томас Зюдоф получили Нобелевскую премию в области физиологии и медицины: им удалось доказать, что в организме существует система везикулярного транспорта, в которой как раз-таки и задействованы экзосомы, — рассказывает Софья Тетерь, врач-косметолог, дерматолог. — Это исследование побудило продолжить изучение везикул. Впоследствии оказалось, что экзосома легко попадает в клетку, разрушается внутри нее, и происходит синтез коллагена, эластина и гликозаминогликанов. Благодаря этому сложному химическому процессу запускается целый каскад реакций, направленных на омоложение».
Не все, однако, так радужно, как может показаться на первый взгляд. И говорить об экзосомах как о «волшебных таблетках от старости» пока рано.
«Они действительно сокращают срок восстановления после операций, аппаратных процедур, ран и порезов, ожогов, — считает Елена Крохмалева, к. б. н., геронтолог, заместитель руководителя отдела пептидология АНО НИМЦ геронтологии, — но их использование в качестве антивозрастного препарата спорно. Экзосомы все еще требуют более подробного изучения.
С этим согласна и Анна Дычева: «Мы еще недостаточно разобрались сами и объяснили потребителям, что такое экзосомы. Но, безусловно, стоим на пороге новых научных прорывов. И следующий уровень в развитии косметологии может быть связан с более глубокой и точной регуляцией клеточных процессов, использованием новейших биотехнологий и молекул, направленных на стимулирование регенерации тканей, омоложение и борьбу с возрастными изменениями. Он может заключаться в создании полностью синтетических биомолекул, которые имитируют или даже превосходят природные молекулы по эффективности. Например, синтетические факторы роста или пептиды, разработанные с целью более точной регуляции процессов заживления, коллагенеза или омоложения. Или же органоиды
— миниатюрные модели органов или тканей, созданные из стволовых клеток. В косметологии они могут быть использованы для тестирования продуктов и процедур, а также для восстановления или регенерации тканей с целью их омоложения».
OFF-Label: новый термин в косметологии
Переход из категории медицинских препаратов в косметические не всегда легален. Яркий пример — «Оземпик», лекарство для лечения сахарного диабета 2-го типа, перекочевавшее с аптечных полок в холодильники девушек, озабоченных схваткой с лишним весом. К каким последствиям может привести повальное им увлечение?
«В первую очередь, возрастет спрос на коррекцию тела и лица после резкого похудания, — уверена Анна Дычева. — Еще больше будут востребованы трихологи. Многим людям понадобится коррекция настроения, поэтому возрастет спрос на программы по ментальному здоровью. Также уверена, что многие уже сталкивались с термином “оземпиковое лицо”. И это еще один побочный эффект».
«Обычно в результате резкой потери веса кожа становится дряблой, независимо от того, каким образом вы сбрасываете килограммы, — считает Мария Ширшакова. — Это особенно актуально, когда потеря веса происходит за короткий промежуток времени».
Буква закона
Косметические компании все чаще добавляют в свои продукты мелатонин и миноксидил — первый используют в антивозрастных средствах, второй — в препаратах для стимуляции роста волос.
Но, прежде чем идти в магазин за новым кремом по совету подруги или блогера-миллионника, стоит остановиться и подумать: а подходит ли это средство именно вам? И главное, насколько оно безопасно?
На рынке до сих пор встречаются производители, которые пользуются пробелами в законах. Они могут продавать свою продукцию с одной лишь декларацией добровольной сертификации, которая по закону лишь дополняет обязательные документы. Или реализуют препараты на маркетплейсах с минимумом проверок. Это не просто безответственно — это опасно и уголовно наказуемо.
Как отмечает эксперт Елена Крохмалева: «Законодательство в области использования косметических средств регламентируется техническим регламентом Таможенного союза (ТР ТС). Существует перечень веществ, которые запрещены к использованию в косметике, и нарушения здесь недопустимы».
Важно помнить: даже если препарат пришел в косметологию из медицины, это не всегда гарантирует его безопасность. Только профессиональная консультация врача и осознанный подход к выбору средств помогут принять правильное решение.
Автор: Юлия Кудрявцева