Филиппо Минелли: Не позволяю мнению людей влиять на то, что делаю
Филиппо, многие ваши работы посвящены теме урбанизма и влиянию глобализации на городскую среду. Как, по вашему, городская среда влияет на культурную идентичность городов?
Меня интересуют элементы ландшафта, которые рассказывают людям об истории места или позволяют строить необычные догадки и противоречивые мифологии. Личная и коллективная идентичность всегда формировались властью через архитектуру: в каждой империи или при каждом политическом строе был свой собственный архитектурный стиль, новые рамки для существования в них людей.
Сейчас я исследую архитектуру неолиберальной идеологии. Многие почему-то воспринимают ее как факт, как что-то органичное, а не как политический выбор. Но пусть художник и архитектор сегодня не могут оказывать большого влияния на умы, мы все равно можем считывать существующую реальность по искусству и архитектуре и переводить ее.
Какие темы были важны для вас, когда вы только начинали работать в искусстве? И что важно сейчас?
Как и многие люди моего поколения, я начинал свой путь в искусстве с граффити, расписывая общественные пространства и проводя перформансы, меняющие восприятие городов и их динамики. Один из важнейших проектов, который я продолжаю и сегодня, — Silence Shapes, фотосерии с дымовыми шашками в природных ландшафтах. Дымные цветовые субстанции диссонируют с обстановкой природы или промышленности, отсылая к образам суеты и шума.
Сейчас я не очень привязан к каким-то конкретным медиа. В моей практике появилось много фотографии, потому что она помогает мне визуализировать элементы ландшафта и систематизировать его. Так мне удается быть менее эмоциональным и более аналитичным. Изображения в целом играют для меня большую роль в процессе. Итогом проекта может быть инсталляция, картина, даже скульптура, но все начинается с изображения.
Каким вы видите будущее искусства в городской среде в эпоху глобализации? Какие новые задачи она ставит перед художниками?
Если честно, мне было бы интересно посмотреть, что случится с урбан-артом, или паблик-артом, на его исходе. Это направление началось вместе с глобализацией, и если вдуматься, то лучшее, что ему удалось, — некая косвенная пропаганда неолиберальной идеологии. Было бы здорово, если бы существовали такие институты, которые могли бы помогать художникам взаимодействовать с архитекторами, урбанистами и представителями различных областей гуманитарных наук, чтобы выработать новую парадигму общественного пространства на исходе глобализации. Возможно, это случится органически и нужно просто подождать.
В разных интервью вы говорили, что фиксация на сохранении прошлого может мешать художникам экспериментировать. Как вы балансируете между уважением к культурному наследию и необходимостью создавать что-то новое?
Об этом можно поговорить на примере одного из моих последних проектов — The Idealized City. Это была надувная инсталляция, которая стала собирательным образом унифицированных городских пространств. Сначала она была установлена на насыпном острове архипелага МИР в Дубае, а затем — в историческим здании старого монастыря на острове Капри. По этому проекту становится понятно, что я работаю на контрастах. Окружающие пейзажи путем апроприации становятся частью самого произведения, и это удивительный пример того, как легко можно создавать смыслы, просто куда-то помещая объект! Могу сказать честно, я не слишком люблю наследие прошлого, возможно, оно мне даже надоело, поскольку сегодня оно представляет собой еще один продукт. Меня сейчас гораздо больше интересуют гибридные пространства.
Какие примеры экспериментов в архитектуре или искусстве вас вдохновляют?
Таких примеров много, я всегда был одержим модернизмом, а также социалистической архитектурой восточного блока с ее влиянием на Африку и Латинскую Америку. Меня совершенно не интересует идеология, но мне, например, интересна архитектура фашистской Германии и ее влияние на людей. В ближайшее время я отправлюсь в путешествие по Центральной Азии, чтобы больше узнать об исламской и доисламской архитектуре.
Вы упомянули, что в современном мире происходит постоянная переоценка культурных символов. Влияет ли это на вашу собственную работу и отношение к ней аудитории?
Я редко думаю о публике и никогда не позволяю мнению людей влиять на то, что делаю и чувствую. Суп из символов создает много путаницы, мне кажется, что важнее всего в восприятии зрителями художника простое созерцание его работы.