Живые мемуары: 7 документальных фильмов о выдающихся людях
«Живые мемории»
Россия, премьера запланирована на май 2025
Киноальманах мемуаров о выдающихся российских деятелях культуры «Живые мемории» начинался как уникальный авторский проект с нуля, а сегодня уже снимается его третий сезон. В основе нового сезона, главной темой которого станут «Отцы и дети», — воспоминания художника Василия Перова, режиссера Андрея Тарковского, поэтессы Марины Цветаевой, писателя Сергея Дурылина, княгини Урусовой, скульптора Сергея Коненкова, шансонье Александра Вертинского. В проекте принимают участие звезды отечественного кино и театра Евгений Миронов, Максим Матвеев, Юлия Снигирь, Евгения Симонова, Дмитрий Лысенков, Евгений Ткачук и Николай Чиндяйкин. Познавательный киноальманах на стыке документального сериала, атмосферной анимации и моноспектакля позволяет зрителю взглянуть на русскую жизнь минувших веков глазами очевидцев. При этом киноальманах остается внутри документального жанра: так как с экрана звучат только подлинные слова и оживают настоящие воспоминания. Его авторы — Михаил и Ирина Разумовские (Ktomy.media).
«Фрида»
США, 2024
Документальный байопик о самой известной и неординарной мексиканской художнице, чья творчество было таким же насыщенным, как ее трагическая, но яркая жизнь. Фильм основан на трудах различных биографов художницы. Анимация, документальная хроника и фотографии переплетены в нем как кинолетопись. Взяты личные письма и картины Кало, а также отрывки из различных интервью, где Фрида размышляет о жизни, искусстве, любви и проблемах со здоровьем: художница в детстве тяжело болела, в юности попала в страшную автокатастрофу, что в итоге определило ее мировоззрение, художественный метод и даже образ жизни — долгое время Кало была прикована к постели. В фильме повествование идет как будто от лица художницы. Отдельное место в нем занимают любовные романы Фриды — с мексиканским художником Диего Риверой и советским революционером Львом Троцким. Фильм, как и одноименная голливудская драма с Сальмой Хайек в главной роли, возвращает к жизни наследие Кало.
«Мельников»
Россия, 2023
Фильм рассказывает о линии жизни великого советского архитектора Константина Степановича Мельникова — от проектирования саркофага Ленина до всемирного признания на Международной выставке искусств в Париже. Тогда, в 1925 году Ле Корбюзье бесповоротно определил: «Единственное, что заслуживает внимания, — это павильон Константина Мельникова». Авангардный архитектор строил гаражи, клубы, профсоюзные дома культуры, а в Кривоарбатском переулке сохранился его круглый дом-мастерская со множеством ромбовидных окон. Во второй половине жизни Мельников подвергся гонениям, так как совершенно не вписывался в официальную повестку соцреализма со своей почти богословской концепцией архитектуры, и его поздние проекты остались только на бумаге, в чертежах. Документальный фильм рассказывает об удивительном архитекторе, опередившем свое время. Мельникова озвучивает выдающийся артист Игорь Ясулович, эта работа стала для него последней.
«Алексей Балабанов. Послесловие» и «Балабанов. Колокольня. Реквием»
Россия, 2023 и 2022
«Алексей Балабанов. Послесловие» — фильм-повесть, одна из последних бесед с режиссером, отрывки из печатных интервью разных лет и личных дневников Балабанова. Байопик помогает глубже понять творчество самого загадочного русского режиссера 2000-х. Балабанов создал фильмы, ставшие отражением эпохи лихих 90-х в России, провокационные, резонансные и этапные для российского кинематографа. Многие из них сразу разлетелись на цитаты, а их герои стали олицетворением духа времени: «Счастливые дни», «Про уродов и людей», «Груз-200» и особенно культовый образ Данилы Багрова из дилогии «Брат». Последний фильм «Я тоже хочу» повествует о путешествии к Колокольне счастья. Созерцательный и философский фильм стал своеобразным завещанием Балабанова. Невероятно, но факт: заброшенная колокольня, где снимали фильм, обрушилась ровно на сороковой день после смерти режиссера. Именно поэтому еще один докфильм о нем называется «Балабанов. Колокольня. Реквием». Снимавшийся как хроника производства его картины «Я тоже хочу», он был закончен Любовь Аркус уже после смерти режиссера.
«Варда навсегда»
Франция, 2023
Кинорежиссер, документалист и сценарист Аньес Варда была представительницей «новой волны» французского кино, современницей и коллегой Жан-Люка Годара. Она умерла в 2019 году в возрасте 90 лет и пережила всех главных героев послевоенного кинопоколения — Алена Рене, Жака Риветта, Эрика Ромера и Клода Шаброля, Франсуа Трюффо и Жака Деми. Документальный фильм о ее исключительной биографии сняли почти сразу. Варда начинала как фотограф и журналист, а в середине прошлого века создала свою кинокомпанию «Сосьете Сине-Тамарис». Сняла фильмы «Пуэнт-Курт», «Клео от 5 до 7», «Счастье», завоевавший «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале. В 1984 году вышел ее фильм «Без крыши, вне закона». Эта работа принесла ей главный приз Венецианского фестиваля — «Золотого льва». В 2017 году режиссер стала обладателем почетной премии «Оскар» за выдающиеся заслуги в кинематографе.
«Без фильтров»
США, 2023
Документальный фильм о нью-йоркском фотографе Джеймсе Хэмилтоне, который сотрудничал с такими популярными изданиями, как Harper’s Bazaar, Vanity Fair, The Village Voice, Rolling Stone, The New York Observer. Он снимал всех героев американской культуры — от Вуди Аллена до Джима Джармуша. В этой картине он вспоминает ключевые моменты своей карьеры, обсуждает фотографию и журналистику вместе с коллегами и поклонниками, шутит о работе со знаменитостями: от Жан-Люка Годара и Джека Николсона до Деми Мур, и размышляет о том, что такое хорошая фотография. Будучи иконой нью-йоркской фотографии, Хэмилтон снимал на аналоговые и цифровые камеры — но всегда без фильтров. Фильм спродюсировал искренний почитатель Уэс Андерсон. Хэмилтон рассказывает в ленте и о богемных журналах, и о фотографии, которая является отдельной сферой искусства, и про Нью-Йорк 70–80-х годов. Этот город Хэмилтон тоже зафиксировал на пленке.
«Эннио. Маэстро»
Италия, 2021
Документальный фильм об итальянском композиторе Эннио Морриконе, авторе почти всей киномузыки прошлого века. В ленте рассказывается о творческом пути композитора, который начался с обучения игре на трубе в консерватории Святой Чечилии в Риме. В ленте есть как интервью с гениальным сочинителем, так и диалоги со звездами мировой величины, которым посчастливилось работать с маэстро: Клинтом Иствудом, Квентином Тарантино, Оливером Стоуном, Вонг Кар-Ваем и другими кинодеятелями. Морриконе — один из самых известных и влиятельных композиторов за всю историю кинематографа. Он писал музыку для величайших кинорежиссеров — от Бертолуччи до Альмодовара. Первую славу ему принесли работы в вестернах. Саундтрек к фильму «Однажды на Диком Западе» разошелся в количестве десяти миллионов копий по всему миру. Всего за свою жизнь Эннио Морриконе написал более 500 саундтреков, а за мелодию к фильму «Омерзительная восьмерка» был удостоен «Оскара».
Автор: Елизавета Авдошина