10 великих фильмов, которые разгромила критика
«Сияние», 1981 (реж. )
![Кадр из фильма «Сияние»](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/6017dbdf-d0da-4e3b-aaf5-58c588094262.jpg)
Это сегодня «Сияние» входит во все мыслимые списки лучших хорроров всех времен, а в год премьеры критики приняли его в штыки. Скажем, уважаемое в профессиональных кругах издание Variety разругало фильм за слишком медленный темп повествования. Но культурная ценность картины как раз в том и заключается, что режиссер сделал ставку не на кровавые шоу-стопперы, а на тягучую атмосферу ужаса. Без «Сияния» сейчас сложно представить расцвет хорроров новой волны вроде «Реинкарнации» (2018) или «Маяка» (2019).
«Бойцовский клуб», 1999 (реж. Дэвид Финчер)
![Кадр из фильма «Бойцовский клуб»](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/2a369105-4844-468b-a23b-946717ec68ad.jpg)
После премьеры на Венецианском фестивале критики обнаружили в «Бойцовском клубе» глорификацию насилия, пропаганду экстремизма и даже скрытое очарование фашизмом. Лишь со временем киноведы разглядели в картине коллективный портрет растерянных молодых людей, которые пытались найти себя в эпоху потрясений.
«Бегущий по лезвию», 1982 (реж. Ридли Скотт)
![Кадр из фильма «Бегущий по лезвию»](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/ac064b02-badf-4f07-8805-7d3d22dc5c0e.jpg)
Это тот случай, когда ошибся общепризнанно великий кинокритик Роджер Эберт, назвавший фильм поверхностным и клишированным. Десятилетия спустя фильм вошел в золотой фонд кино, и Эберт все же изменил свое мнение. Что не удивительно: «Бегущий по лезвию» определил не только визуальную эстетику киберпанка, но и задал ключевые для жанра вопросы о разумности машин.
«Хэллоуин», 1978 (реж. Джон Карпентер)
![Кадр из фильма «Хэллоуин»](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/d1e6a3ef-004b-47f5-b7e3-93c8d7784e0a.jpg)
«Хэллоуин» сформировал отличительные черты слэшеров в кино. Здесь есть все: тихая американская субурбия, маньяк в маске, нравственно чистая «последняя» девушка. Тем не менее классик кинокритики Полин Кейл в The New Yorker определила фильм как вторичный по отношению к «Психо» Хичкока (в свое время тоже разгромленного прессой). В общем, если пресса называет что-то вторичным, не стоит принимать это на веру — возможно, перед вами будущий шедевр.
«Один дома», 1990 (реж. Крис Коламбус)
![Кадр из фильма «Один дома»](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/c85c770b-0a22-4c27-82f6-becdd991dc3b.jpg)
Регулярно достается от критиков и семейному кино. Например, рождественскую комедию о каникулах Кевина Маккалистера разругали за — подумать только — неправдоподобную историю и невозможность сопереживать одинокому восьмилетнему мальчику. Иные критики так и вовсе видели в Кевине маленького садиста и опасались за психику юных зрителей. Впрочем, ничто из этого не помешало фильму стать народным хитом. Многие регулярно пересматривают его на новогодних праздниках.
«Звездные войны. Эпизод 5: Империя наносит ответный удар», 1980 (реж. Ирвин Кершнер)
![Кадр из фильма «Звёздные войны- Эпизод 5 – Империя наносит ответный удар»](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/5cc92feb-091f-4949-ad3a-55d4aea646ba.jpg)
Казалось бы, в чем точно не стоило сомневаться, так это в успехе оригинальной трилогии «Звездных войн». Но и с ней все не так просто. Продолжение приключений Люка Скайуокера в год выхода журналисты посчитали чересчур мрачным, что как будто изменяет легкомысленности первого фильма. Но именно эта драматичность, которая трогала зрителей как 40 лет назад, так и сейчас, сделала картину великой. Зритель может не знать о противостоянии республики с империей, но фразу «Люк, я твой отец» вспомнит наверняка.
«Апокалипсис сегодня», 1979 (реж. Фрэнсис Форд Коппола)
![Кадр из фильма «Апокалипсис сегодня»](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/d6540b85-9d9c-4db3-a13b-ce496a625ed0.jpg)
Грандиозная драма Фрэнсиса Форда Копполы — пример того, как разошлись во мнениях критики и жюри фестиваля. В Каннах фильм отметили главным призом, а многие рецензенты посчитали картину претенциозной и философски тяжеловесной. Авторы ожидаемо обнаружили в ленте романтизацию насилия, а некоторые даже сочли фильм отвратительным. Трехчасовой «Апокалипсис сегодня» действительно непросто смотреть, но разве можно сделать картину об ужасах Вьетнамской войны иначе?
«Лицо со шрамом», 1983 (реж. Брайан Де Пальма)
![Кадр из фильма «Лицо со шрамом»](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/4c2ece36-b878-4c86-9297-509e776982e7.jpg)
Что касается романтизации насилия, тут нельзя не вспомнить «Лицо со шрамом» — историю о том, как пробивной беженец с Кубы Тони Монтана идет по головам на вершину криминального мира. Ревнители благочестия видели в фильме вызов общественной нравственности, но он оказался настолько влиятельным в поп-культуре, что об этой моральной панике уже никто вспоминает. А если вы все же очаруетесь главным героем, полезно будет досмотреть фильм до конца.
«Твин Пикс: Сквозь огонь», 1992 (реж. Дэвид Линч)
![Кадр из фильма «Твин Пикс- Сквозь огонь»](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/55b11a50-4b59-490a-a9f7-7639289cbab3.jpg)
Если сериал «Твин Пикс» признан одним из важнейших произведений на телевидении, то отношение к его полнометражному приквелу у журналистов поначалу было куда более критичное. Многие сетовали на то, что Линч из пряничного «Твин Пикса» сделал депрессивное кино с обнаженкой и экспериментальными визуальными решениями. Но сегодня понятно, что в этом и заключалось новаторство: сериал был комментарием к мыльным операм 1990-х, а фильм Линча стал комментарием к самому «Твин Пиксу», обнажающим не столько мрачные тайны города, сколько изнанку поп-культуры.
«Звездный десант», 1997 (реж. Пол Верховен)
![Кадр из фильма «Звездный десант»](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/8605cdc6-90ee-4422-ba73-2d7ff18d8474.jpg)
Есть что-то потрясающее в том, как приняли эпический космобоевик «Звездный десант» о войне красивых голубоглазых землян с полчищами огромных жуков. Разумеется, критики уличили его в пропаганде фашизма. Ирония тут в том, что по замыслу создателей у фильма прямо противоположный посыл: он был задуман как издевательская сатира на милитаристские режимы. И, честно говоря, он именно так и выглядит даже 27 лет спустя. Однако некоторые журналисты до сих пор видят в картине только агитку. Остается только пожать плечами: у кого что болит…