Искусство быть одному: книги о том, как справиться с одиночеством и нужно ли это делать
Даниэль Шрайбер, «Один и ОК. Как мы учимся быть сами по себе»
Немецкий журналист и писатель рассуждает, где грань между одиночеством и уединением, можно ли чувствовать себя счастливым и полноценным вне романтического союза и может ли близкая дружба заменить брак. Конечно, в книге не будет однозначных ответов, да и невозможно со стопроцентной уверенностью сказать, как лучше жить — все люди очень разные, но тем ценнее поставленные вопросы и наблюдение за ходом мысли другого.
В обществе до сих пор существует представление, что одинокий человек несчастен, с ним что-то не так, раз он так и не нашел партнера. Но что, если сместить фокус внимания с романтической любви на установление подлинной близости в принципе? Что, если уделить больше внимания опыту тех, кто выбрал осознанное одиночество? Или поставить себя в центр собственной жизни? Возможно, многим станет легче.
Вивек Мурти, «Вместе. Как создать жизнь, в которой будет больше любви, дружбы и хороших привязанностей»
В своей профессиональной деятельности некогда главный военный хирург США Вивеку Мурти столкнулся со множеством проблем — это и эпидемия зависимости от опиоидных обезболивающих, и широкое распространение заболеваний сердечно-сосудистой системы, и последствия хронического стресса у огромного количества американцев. Еще одна эпидемия, которая угрожает здоровью нации, — глобальное одиночество, оно порождает отчаяние и усугубляет изолированность от общества. Тогда как чувство единения повышает оптимизм и креативность, дарит желание жить и силы справляться со сложностями и болезнями.
В своей книге Вивек Мурти подробно разбирает, почему одиночество так распространено в современном мире, какие общественные установки его провоцируют и усугубляют, к каким возможным последствиям — как для человека, так и для всего общества — оно может привести. Обозначенные проблемы не остаются без ответа: во второй части книги Мурти делится профессиональными советами, как установить те самые крепкие связи с семьей, друзьями, коллегами, участниками сообществ, чтобы улучшить здоровье и повысить удовлетворенность жизнью.
Саша Зайцева, «Как я осталась одна и танцую. Первый самоучитель счастливого одиночества для девушек и женщин»
Современные женщины куда более независимы по сравнению с представительницами предыдущих поколений. Сегодня женщины хорошо зарабатывают, копят и инвестируют, у них есть близкие отношения с подругами, они развиваются, путешествуют и стремятся жить в свое удовольствие. И тем не менее многие самостоятельные девушки и женщины нет-нет да и задаются вопросом: «Сколько можно жить для себя? Ведь так можно навсегда остаться одной».
Саше Зайцевой, автору подробного руководства по поиску своего пути, есть что противопоставить. Отношения, особенно выстроенные по принципу «лишь бы были», не решат всех проблем и не сделают женщину абсолютно счастливой. А вот понимание себя, своих целей и ценностей, своих желаний и стремлений может. Каждый раз, когда появляются мысли о тоскливом одиночестве, стоит задать себе пару вопросов: правда ли, что полноценная жизнь невозможна без романтических отношений? Правда ли, что после тридцати снижаются шансы на встречу своей второй половины? И вообще, всем ли нужна та самая вторая половина?
Стефан Краковски, «Инцелы. Как девственники становятся террористами»
Шведский психиатр Стефан Краковски провел огромное количество интервью с одинокими мужчинами, придерживающимися «недобровольного воздержания». Кто-то из них был готов пойти на преступления, кто-то просто страдал от отсутствия близости, но объединяло их одно — резко негативное отношение к женщинам, которые отказываются вступать с ними в отношения, и обвинение их, а также общества в текущем положении вещей.
Стефан Краковски, как и положено психиатру, не демонизирует своих респондентов, а пытается разобраться, что ими движет. Во многом их фрустрация связана с кризисом маскулинности. Прежние роли главы семьи и добытчика перестали быть актуальными: сегодня ценятся партнерские отношения, женщины подчас зарабатывают больше мужчин, да и благодаря дружеским связям и более высокому эмоциональному интеллекту меньше страдают от одиночества. Тем не менее общественные представления все еще требуют от мужчин силы, доминантности, лидерских качеств и привлекательности. Далеко не все этому образу соответствуют, но кто-то выбирает обвинить других в своих бедах. Краковски исследует, как устроена социализация и внутренний мир инцелов, что толкает их на радикальные и не очень поступки, и есть ли у них шанс наладить личную жизнь.
Симона Хэн, «Тайная эпидемия одиночества. В поисках утраченной близости»
Книга журналиста Симоны Хэн будет особенно полезна тем, кто вырос в консервативных семьях, где было не принято проявлять любовь и нежность. Через свою непростую историю взросления Хэн рассуждает, возможно ли справиться с детскими психологическими дефицитами, «долюбить» себя и благодаря этому выстроить отношения с окружающими, основанные на взаимном принятии и комфорте. В целом это возможно, но путь предстоит нелегкий.
Автор книги опирается на многочисленные исследования потребностей людей в близости. Так, для гармоничной и полной жизни людям необходимы пять видов отношений. Микроотношения — это повседневное общение, например, пожелать хорошего дня бариста в кофейне, поблагодарить курьера, передать привет родителям друзей. Эти связи, казалось бы, необязательные, рождают чувство причастности к обществу. Коллективные отношения — все, что выходит за рамки близкой дружбы: коллеги, знакомые, родители из школы, куда ходят дети. В категорию социальных отношений входят те люди, у которых можно попросить помощи, если что-то пойдет не так, или прийти на выручку самим. Интимные отношения — те, в которых можно быть максимально уязвимыми и чувствовать себя в безопасности. Это и романтические партнеры, и близкие друзья, и, в идеальном случае, семья. Наконец, равноценно важны и отношения с самим собой: то, с чего стоит начать любое сближение, — с понимания себя, своих потребностей и ценностей.
Оливия Лэнг, «Одинокий город. Упражнения в искусстве одиночества»
Звезда жанра автофикшн рассуждает об одиночестве в толпе, и города — наиболее очевидная среда для этого. Жители мегаполисов постоянно окружены людьми, но есть ли между нами подлинное родство и близость? Волею судьбы и несостоявшегося романа Оливия Лэнг оказывается в Нью-Йорке, где почти никого не знает, отчаянно пытается разобраться в себе, горюет по несложившимся отношениям и рассуждает об одиночестве. Есть ли в нем свои дары или это тягостное и почти невыносимое чувство? Как устанавливать связи с новыми людьми, когда оказались за тысячу километров от дома? Может ли секс быть лекарством от одиночества или это повод для дополнительных переживаний о красоте тела? Сближают ли смартфоны людей или это ловушка, которая только усугубляет разобщенность?
Лэнг страстно желает разделить переживание одиночества и ради этого погружается в биографии и произведения Альфреда Хичкока и Клауса Номи, Зои Леонард и Жан-Мишеля Баския, но больше всего ее занимают четыре фигуры, так или иначе ассоциирующиеся с одиночеством: Эдвард Хоппер, Энди Уорхол, Генри Дарджер и Дэвид Войнарович. Не все они были замкнутыми отшельниками, но, кажется, многое знали о разобщенности и меланхолии — стоит вспомнить героев картин Хоппера, мужчин и женщин, глядящих в окна и погруженных в себя.
Дэвид Винсент, «История одиночества»
Масштабное исследование отшельничества и уединенности, добровольного и вынужденного одиночества на протяжении всей истории человечества. Историк Дэвид Винсент разбирает самые разные обстоятельства, в которых человек оказывался один: и когда одиночество считалось добродетелью и спасением, и когда — признаком душевной болезни.
Так, в середине XVIII века в Британии росли городские центры, и просвещенные умы считали, что скопления людей и суета повседневности извращает человеческие отношения и угрожает физическому здоровью. Спасительной альтернативой становилась нетронутая природа Британских островов, а долгие прогулки в одиночестве — высшей формой добродетели. Но при этом жизнь вовсе вне общества тоже не поощрялась, особенно, конечно, для женщин: якобы слишком богатое воображение способно было довести их до безумия.