Сергей Шутов: Гарантийный срок моим работам — 500 лет, а в Уффици они проживут и тысячу
Какие произведения из экспозиции вы сделали специально к проекту?
Я специально для выставки практически ничего не делаю. Просто я работаю и работаю, примерно с 20-летнего возраста. И когда появляется человек с предложением выставиться, коллективно или сольно, мы обсуждаем, что я могу туда включить. Например, в Фонде «Екатерина» большое пространство и несколько этажей, куда можно воткнуть даже какую-нибудь инсталляцию. На сольные выставки, я думаю, нужно просто отбирать то, что хорошо друг с другом звучит и компонуется. В последнее время я занимаюсь только живописью. Инсталляции я перестал делать еще в пандемию.
А почему перестали?
Мне надоело тратить деньги на все это хозяйство. Хранить неудобно. А музеи полны руинированных инсталляций, которые лежат забытые в подвалах и запасниках. Их никто не реставрирует, и мне жалко времени на то, чтобы делать объект, который даже не будет жить. Они должны жить, а не умирать в забытье, в подвале. В целом, обстоятельства последнего времени как-то не располагают к каким-то экспериментам. Зато располагают к сосредоточенной работе.
Для меня живопись — самое приятное «психофизическиэмоциональное» занятие. Я в него погружаюсь. Одновременно я делаю несколько работ. Какой-то фрагмент сделаешь, ждешь дня три-четыре или неделю, пока он высохнет… Поэтому у меня всегда в процессе несколько холстов. Это чистый прагматизм, чтобы тупо не приезжать в мастерскую каждый раз на 15 минут. Еще я даю 500 лет гарантии на свои работы.
Серьезно? Почему именно пятьсот?
Потому что масло на холсте хранится 500 лет. В принципе, если он будет в Уффици храниться, то вполне себе проживет и тысячу! Вы спросите про кракелюр, а я отвечу так — во-первых, для этого дела есть реставраторы. А во-вторых, надо просто следить, чтобы его не было. Кракелюр (трещина красочного слоя или лака в произведении живописи — Прим. ред.) появляется из-за разницы в растворителях.
Масляная краска покрывается и скипидаром, и лаком, и чем она только не покрывается. А появление кракелюра просто означает, что один слой был более жидкий, чем другой, и при высыхании он свернулся. Это техническая ошибка, которая позволяет краске съеживаться и менять площадь поверхности. Поэтому и появляются эти «дырки». Думаю, художнику важно знать технологии — это позволяет и обеспечить качество работы, и разрешить себе эксперименты. Хочется все-таки знать, что завтра у тебя не отвалится с холста то, что ты сделал на нем вчера. Акрилом я давно пользоваться перестал.