«Врачу достаточно сделать один клик». Об использовании ИИ-сервисов в медучреждениях
Справляться с проблемами со здоровьем проще, когда регулярно проходишь обследования, узнаешь о рисках и о том, как их предотвратить на ранних стадиях. Повысить эффективность и сократить время обследований российским врачам помогает искусственный интеллект. Москва лидирует в России по внедрению ИИ в здравоохранение. Одним из центров поддержки отечественных разработчиков и развития нейросетей стал Научно-практический клинический центр диагностики и телемедицины Департамента здравоохранения Москвы. ИИ-сервисы активно используются для анализа медицинских изображений — КТ, МРТ, рентгеновских снимков, флюорографии и маммограмм. За пять лет нейросети помогли московским врачам обработать более 13 миллионов исследований.
ИИ способен выявлять признаки рака легкого, пневмонии, рака молочной железы, аневризмы аорты, инсульта и других заболеваний. По словам заместителя директора по медицинской части Центра диагностики и телемедицины Игоря Шулькина, инновационные сервисы внедрили прежде всего в лучевую диагностику, поскольку это самая цифровизированная область медицины. «Нейросети позволяют выявлять признаки заболеваний у пациентов, которые обратились к врачу с другими проблемами. Например, пациент сделал КТ легких, а у него дополнительно обнаружили признаки остеопороза. При работе с исследованиями ИИ берет на себя рутинные задачи, что дает врачу возможность сосредоточиться на более сложных вопросах», — говорит Шулькин.
Сейчас в Москве работают более 50 различных ИИ-сервисов. «При обработке одного снимка, например, КТ органов грудной клетки, комплексные сервисы выявляют до 12 признаков патологий сразу», — добавляет Шулькин. Внедрение инноваций в медицину возможно только при бесшовной интеграции в производственные процессы: «Врачу достаточно сделать один клик, чтобы посмотреть результаты анализа ИИ, при этом не требуется дополнительное обучение». ИИ-сервисы доступны не только московским врачам, но и коллегам в регионах — через единую цифровую платформу «МосМедИИ».
Во всех взрослых поликлиниках Москвы действует система поддержки принятия врачебных решений (СППВР) на основе ИИ: цифровой ассистент анализирует жалобы пациента и предлагает врачу три наиболее вероятных предварительных диагноза. Терапевт может выбрать один из предложенных или поставить собственный.
«СППВР интегрирована с ЕМИАС: если врач не согласен с предложенными ИИ вариантами, ему не нужно переходить в другие системы. СППВР не заменяет врача, а помогает ему и упрощает работу», — отмечает главврач Диагностического центра № 5 Павел Гуляев. «Раньше каждое лечебное учреждение внедряло свои модули, свое ПО. Сейчас у всех стандартизированное цифровое оборудование, единые системы передачи и хранения данных, на базе которых обучается и работает ИИ», — подчеркивает он.
С 2021 года в Москве работает чат-бот на основе ИИ, собирающий жалобы пациентов на самочувствие перед визитом к врачу — терапевту, гинекологу, хирургу, урологу, отоларингологу, офтальмологу и педиатру. Это позволило врачам тратить меньше времени на сбор анамнеза и больше — на осмотр и лечение.
«Мы прикладываем все усилия, чтобы наша медицина была передовой, и обеспечиваем современными инструментами наших специалистов. А для этого нужно применять и развивать цифровые технологии и, в частности, искусственный интеллект, — отмечает заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова. — Цифровая трансформация столичного здравоохранения позволяет значительно повысить эффективность лечебно-диагностического процесса, систематизировать большие объемы информации и автоматизировать выполнение рутинных задач. Все это дает нам возможность обеспечить москвичей максимально персонифицированной медпомощью».
Согласно «Стратегии развития московского здравоохранения до 2030 года», уже через 5–10 лет ИИ станет базовой технологией диагностики и лечения пациентов.
Взгляд в будущее
По данным ВЦИОМ, россияне в целом более оптимистично относятся к применению ИИ в медицине, чем американцы, которые видят в этом больше угроз. Тем не менее 49 % россиян и 60 % американцев настороженно относятся к ИИ. При этом 44 % россиян считают, что с его внедрением число врачебных ошибок сократится, а 27 % — что коммуникация между врачом и пациентом улучшится.
Вячеслав Чуканов, руководитель IT/AI-решений для бизнеса и старший преподаватель СПбПУ, отмечает высокий спрос на ИИ-сервисы в медицине. «ИИ может решать широкий спектр медицинских задач: от ранней диагностики до автоматизации административных процессов. Одним из перспективных направлений является персонализированная медицина, где ИИ будет создавать индивидуальные планы лечения на основе генетических данных и биомаркеров», — говорит Чуканов. Он отмечает, что ИИ не только повышает точность диагностики, обрабатывает огромные объемы данных быстрее и точнее, чем человек, но и работает круглосуточно, обеспечивая непрерывный мониторинг и поддержку пациентов. По словам эксперта, в будущем будет активно внедряться роботизация и автоматизация медицинских процессов. Наконец, ИИ сыграет важную роль в исследованиях и разработке новых лекарств, ускорив клинические испытания.
Доцент кафедры сравнительной социологии Санкт-Петербургского государственного университета, автор статей по теме ИИ в медицине Наталья Трегубова отмечает, что инструменты ИИ в медицине можно условно разделить на две группы — узкоспециализированные и универсальные. Первые помогают поставить диагноз и подобрать схему лечения. Ко вторым эксперт относит онлайн-поисковики и селф-трекеры. «Если раньше медицинская информация была доступна немногим, то сейчас доступ к ней имеет практически каждый. Перед тем как (или вместо того чтобы) пойти на прием к врачу, многие люди ищут свой набор симптомов в интернете. Получается, что поисковые алгоритмы, в некотором смысле, заменяют медработников», — отмечает она. Однако, напоминает эксперт, не вся информация, найденная в интернете, будет полезна, и не всем показателям «умных» приборов можно безоговорочно доверять. Трегубова добавляет, что ИИ также помогает врачам получать доступ к обширной информации, ускоряет диагностику и позволяет обучать молодых специалистов, указывая на типичные ошибки. «Врач может не знать о каком-то редком заболевании или не подозревать о новом лекарстве — ИИ решает эту проблему. Но для создания программ, которым мы можем по-настоящему доверять, нужно время», — говорит социолог.
Тем не менее эксперты единодушны: ИИ не заменит врачей полностью. «Врачи обладают уникальными навыками и эмпатией, которые трудно заменить», — подчеркивает Чуканов. Трегубова добавляет, что ИИ не справится с нестандартными ситуациями, в отличие от человека, который может сориентироваться в новых обстоятельствах и учиться на небольшом числе примеров. А также не сможет принять на себя ответственность за решение — это остается за человеком.
Автор: Анна Алексеева