Лучшее за неделю
12 ноября 2024 г., 16:22

Выставка «Встреча двух шедевров Фрагонара» в ГМИИ им. А.С. Пушкина, при поддержке АО «ЭР-Телеком Холдинг»

Читать на сайте

В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина открылась выставка, на которой впервые с начала XX века вновь объединены парные картины «Мальчик со шкатулкой» и «Савоярка» знаменитого французского художника Жана-Оноре Фрагонара. Эти произведения, созданные во второй половине 1770-х годов, вероятно, для известного парижского коллекционера Луи Габриэля маркиза де Вери, позднее были приобретены русским коллекционером князем Николаем Борисовичем Юсуповым. Картины были разлучены в 1930-е годы. Долгожданная встреча произведений Фрагонара проходит в рамках выставочного проекта, подготовленного при поддержке компании АО «ЭР-Телеком Холдинг».

Сайт встреча-шедевров.рф специально создан к выставке, чтобы познакомить посетителей с полной историей живописной пары «Мальчик со шкатулкой» и «Савоярка» Жана-Оноре Фрагонара. Произведения вновь соединяются, и это несет не только культурное, но и историческое значение.

Жанровые портреты «Мальчик со шкатулкой (Маленький савояр)» и «Савоярка (Шарманщица)» были написаны французским живописцем Жан-Оноре Фрагонаром. Картины можно датировать периодом 1775–1779 годов — к тому времени относится формирование собрания маркиза де Вери и, что особенно важно, его покровительство Фрагонару. Снискавший себе славу одного из самых модных живописцев Парижа, он отказался выставлять свои работы на Салоне в Лувре, и коллекционер покупал все картины непосредственно в мастерской художника.

Ранее ошибочно считалось, что на картинах «Мальчик со шкатулкой» и «Савоярка» изображены в театральных костюмах дочь Фрагонара Розали (1769–1788) и его сын Александр‐Эварист (1780–1850).

Наряды, в которых показаны девушка с сурком и мальчик со шкатулкой, напоминают одежду уроженцев региона Савойя на севере Италии. Савояры, или савойцы, — их атрибуты шарманка и сурок – были известны во Франции XVIII века как странствующие артисты, которых часто сопровождали просившие милостыню дети. Фрагонар изобразил молодую савоярку, которая предлагает взглянуть на сурка в полуоткрытой коробке. 

Эти пойманные высоко в Альпах дрессированные зверьки развлекали городских жителей Франции во время посещения ярмарок. А маленький савояр на второй картине показывает монету, возможно, плату за просмотр редкостей в его шкатулке. Выбранная Фрагонаром тема и сама манера исполнения выдают влияние искусства голландских и фламандских художников предшествующего столетия. 

После смерти коллекционера маркиза де Вери в 1785 году его собрание, считавшееся на тот момент лучшей парижской коллекцией современной французской живописи, было выставлено на аукцион. Там парные работы Фрагонара были проданы неизвестному собирателю. В 1790 году савояры появились вновь на анонимной распродаже в Париже. 

Следующим владельцем этих картин стал князь Николай Борисович Юсупов. При жизни князя его коллекция находилась в подмосковном имении «Архангельское» — парные картины фигурируют в описи усадьбы за 1815 год. В 1837 году, вскоре после смерти Н.Б. Юсупова, значительная часть произведений, в том числе и савояры, были перевезены сыном князя, Борисом Николаевичем, в петербургский дворец князей Юсуповых на набережной реки Мойки. 

В 1924 году «Мальчик со шкатулкой» и «Савоярка» поступили в Государственный музей изящных искусств. Коллекция Н.Б. Юсупова серьезно пополнила и придала неповторимость разделу старой французской живописи московского музея. Но в 1930-е годы советское государство продавало за границу произведения западноевропейских мастеров из музейных собраний. Так «Мальчик со шкатулкой» оказался в галерее Андре Вейля в Париже, тогда как «Савоярка» осталась в собрании ГМИИ. В 2007 году эта картина была приобретена российским коллекционером на аукционе «Сотбис». 

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина – музейный комплекс, обладающий одним из крупнейших в России художественных собраний зарубежного искусства. Фонды музея насчитывают около 700 000 памятников, созданных мастерами разных эпох, – от Древнего Египта и античной Греции до наших дней. В Главном здании музея представлены знаковые произведения мировой живописи – картины Рембрандта, Рубенса, Боттичелли, Каналетто, Пуссена, мастеров Северного Возрождения и других выдающихся художников. Всемирно известна коллекция французского искусства XIX–XX веков, основу которой составили собрания меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова. Среди ее шедевров знаменитые работы Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Поля Гогена, Винсента ван Гога, Анри Матисса, Пабло Пикассо и других. В январе 2020 года в состав Пушкинского музея вошел Государственный центр современного искусства с филиалами во Владикавказе, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Томске. 

АО «ЭР-Телеком Холдинг» (ТМ Дом.ру, Дом.ру Бизнес, Акадо) — ведущая российская телекоммуникационная и инфраструктурная компания, предоставляющая услуги широкополосного доступа в интернет, телефонии, цифрового ТВ, доступа к сетям Wi-Fi, VPN, LoRaWAN, видеонаблюдения и комплексных решений на базе технологий промышленного интернета вещей (IoT).

Источник: сайты Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, АО «ЭР-Телеком Холдинг»

Обсудить на сайте