Коллекционер Антон Козлов — о выставке «Двадцать один длинный, один короткий»
Заложен ли какой-нибудь подтекст в название выставки? И зачем участникам пресс-тура в качестве мерча были подарены рулетки?
Название выставки мы позаимствовали из одноименной работы группы «МишМаш», которая в том числе представлена в экспозиции. Для художников группы — Миши Лейкина и Маши Сумниной — множество вариантов трактовки их произведений всегда важнее возможности получить единственно верный ответ. Главный образ, использованный в этом произведении — срезанные дверные звонки — отсылает к одному из сюжетов автобиографической повести Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания». А что касается рулеток в качестве мерча для нашего проекта, то во времена все усложняющейся и иносказательной коммуникации мы решили предложить нашим гостям еще один вариант интерпретации названия выставки.
Почему для экспонирования был выбран именно Ельцин Центр?
Я очень рад открыть эту выставку именно в Екатеринбурге: Уральская биеннале, большие паблик-арт фестивали, деятельность Музея ИЗО и отличные выставки современного искусства в Синара-Центре, ГЦСИ и Арт-галерее Ельцин Центра — все это говорит о большой культурной составляющей этого чудесного города и сформированном запросе общества на современное искусство. Придумывая выставочную программу для своей коллекции, я точно знал, что здесь покажу хотя бы один проект.
У этой пестрой выставки есть какой-то единый концепт? Чем объясняется выбор именно этих работ и их расположение в зале?
Собственно, выставка «Двадцать один длинный, один короткий» — это кураторский взгляд Светланы Усольцевой и Галины Шубиной на ту часть моей коллекции, которая посвящена искусству последнего времени. Здесь зрители найдут работы современных художников, которые прямо сейчас пишут историю нашего времени. Все семьдесят работ этого проекта были созданы в период с 2000-го по 2024 год. Эта линия не случайна: постоянная экспозиция Музея Бориса Ельцина, расположенного за соседней стеной, заканчивается 2000-м годом, а мы эту историю продолжаем.
Что нам сообщает искусство, созданное с начала века? О чем оно чаще всего говорит — и каким языком?
Хорошее искусство существует не в безвоздушном пространстве, а всегда взаимодействует с настоящим временем. На выставке зрители увидят, как наши выдающиеся современники рефлексируют о тех событиях, которые стали частью наших с вами жизней. А языки для этой рефлексии используются самые разные, с каждым конкретным художником и произведением надо разбираться индивидуально.
Где пролегает граница между актуальным искусством и просто современным, если вы относите к нему все, что было создано за последние 65 лет? Чем отличается искусство наших дней от искусства 1960–2000-х?
Сам термин «современное искусство» для всех, кто им занимается, чрезвычайно дорог и оберегаем. В том числе потому, что мы подразумеваем не только датировку создания произведений, но и этические, и гуманистические ценности, разделяемые нами. Явления отечественной истории искусства, как звенья одной цепи, сменяют друг друга. Однако каждое новое созвучно особой исторической ситуации. Новейшее искусство созвучно той, которую нам не сложно почувствовать и просто необходимо артикулировать.