Новое направление
Архив Центра современного искусства «Винзавод» комплектуется уже два года и разделен на три фонда. Первый — музейный: это коллекция фонда, включающая более 250 произведений. Недавно свою работу в коллекцию передал Игорь Самолет — известный современный художник, чьи произведения исследуют темы памяти, идентичности и социальной критики. Второй фонд — библиотечный: здесь собрана коллекция каталогов, собственных изданий и книг художников. В третьем фонде хранятся документы — более пяти тысяч единиц, хотя это только та часть, которую ЦСИ уже успел атрибутировать.
«В планах — расширять архив за счет фондов галерей-резидентов ЦСИ «Винзавод» и проектов, которые проходили у нас или в которых мы участвовали. Например, таких, как Московская биеннале. Архив ЦСИ «Винзавод» сам по себе является частью искусства: здесь происходили важные события, открывались новые имена и создавалась история», — рассказала «Снобу» Ирина Саминская.
Официально архив ЦСИ «Винзавод» станет доступен онлайн к концу 2024 года. В беседе с «Снобом» основательница площадки Софья Троценко пояснила, что изначально коллекция формировалась из проектов, созданных на Винзаводе.«Важно, что это были не разовые инициативы, а проекты, которые выстраивали систему в искусстве, такие как СТАРТ и Открытые студии Винзавода. Нам с самого начала было важно собирать коллекцию, потому что мы верим в то, что делаем и понимаем значение нашей работы. Чтобы попасть в коллекцию фонда, прежде всего, нужно этого хотеть и быть заинтересованным», — отметила Троценко.
Хотя до конца 2024 года остается всего месяц, Винзавод уже готов представить публике результаты своей работы — это выставка «НИИ Архив. Ремонтаж». Коллекции фонда «Винзавод» посвящена отдельная стена этой выставки.
«Как историку искусства и искусствоведу, мне кажется очень важным, что мы видим практически первые работы будущих звезд современного искусства. Их первые идеи и концепции, первые выходы на публику и полноценные высказывания. Надеюсь, что, увидев эту работу, посетители захотят больше узнать, например, о проектах Евгения Антуфьева или Ульяны Подкорытовой, которые во многом определили дальнейшее развитие этих художников», — поделилась Ирина Горлова.
Выставочная премьера
Первая экспозиция разместилась в Цехе Красного и включила в себя работы из 2000-х и 2010-х годов. Хотя архивы еще предстоит разбирать, объектов на выставке оказалось очень много: в итоге было выделено 10 направлений, между которыми путешествует зритель. Это «Эпохальные выставки», «Новые имена», «Комикс как искусство», «Арт-рынок и горизонтальные связи», «Уличное искусство», «Образовательные программы», «Регионы + Международная деятельность», «Наука и искусство», «Видео как искусство» и «Современная фотография Best of Russia». По словам Ирины Саминской, главная цель проекта — не просто показать архив, а создать выставку внутри архива, чтобы найти способы рассказать о прошлом искусстве, исследовать его контексты и предложить пути для рефлексии и осмысления.
«Когда я просматривала материалы архива, я сделала два вывода. Во-первых, большинство материалов — цифровые, совершенно не хватает традиционных бумажных архивных документов. Во-вторых, за это время ЦСИ «Винзавод» собрал замечательную коллекцию произведений искусства, о которой, думаю, мало кто знает. Сейчас она насчитывает более 250 произведений — это работы, созданные в проектах СТАРТ и Открытые студии. Мы не могли обойтись без показа этой коллекции. Мы выбрали примерно 20 работ, каждую маркируем в этикетке: какой год, проект, программа. Чтобы показать: этой работе уже 15 лет», — делится Ирина Горлова.
Артефакты на бумажных носителях хранятся в витринах, а видео- и фото-архивы собраны в круг, занявший центр зала. Для отзывов на легендарную «Московскую ретроспективу» Ильи и Эмилии Кабаковых в рамках выставки была построена целая комната-инсталляция. Но кроме исторических материалов на «НИИ Архив. Ремонтаж» есть и работа, которая, наоборот, только войдет в архив вместе со стеной, на которой она создана — это растянувшееся на половину Цеха Красного произведение Кирилла Кто, описывающее историю его отношений с Винзаводом и художественного пути в целом. Его роль в дебюте нового направления символична, ведь Кирилл принял участие в первом фестивале «Винзавод. Граффити» в 2006 году, с которого неофициально ведется отсчет существования институции, а впоследствии стал соавтором винзаводовского проекта СТЕНА.