Лучшее за неделю
5 декабря 2024 г., 10:28

Лучший дебют Канн, Каурисмяки и вампирский хоррор: 5 фильмов от скандинавских режиссеров

Читать на сайте

«Арман» (2024)

Режиссер: Хальвдан Ульман Тёндель

Кадр из фильма «Арман»
Кадр из фильма «Арман» Фото: Eye Eye Pictures

После телефонного звонка актриса Элизабет (Ренате Реинсве) срывается с репетиции — в школе, где учится ее 6-летний сын Арман, произошло нечто ужасное. Против мальчика выдвигают серьезные обвинения, но Элизабет ничему не верит — ведь доказательства звучат сомнительно, а сам Арман обвинения отрицает. В попытке защитить сына и выяснить, что произошло на самом деле, женщина сталкивается с общественным давлением.

На примере школьного инцидента режиссер демонстрирует нежизнеспособность социальных институтов, которые без суда и следствия принимают судьбоносные решения. Пока одни пытаются противостоять такой системе, другие ищут выгоду в ее огрехах.

«Арман» — первая полнометражная картина Хальвдана Ульмана Тёнделя, внука режиссера Ингмара Бергмана и актрисы Лив Ульман. Фильм получил награду за лучший дебют в Каннах в 2024 году и был выдвинут на «Оскар» от Норвегии.

«Торжество» (1998)

Режиссер: Томас Винтерберг

Кадр из фильма «Торжество»
Кадр из фильма «Торжество» Фото: Nordisk Film & TV-Fond

В загородном особняке отмечают юбилей респектабельного бизнесмена (Хеннинг Моритцен). За столом собирается вся семья, нет только Линды (Лене Лауб Оксен) — одной из дочерей именинника, недавно она покончила с собой при странных обстоятельствах. Обед начинается: первый тост говорит старший сын (Ульрих Томсен) и рассказывает шокирующую правду об отце, и торжество превращается в напряженное противостояние.

Фильм стал первым проектом «Догмы 95» — кинодвижения, созданного Ларсом фон Триером и Томасом Винтербергом. Манифест «Догмы» пропагандировал съемку на ручную камеру, естественное освещение, отказ от оптических эффектов, декораций и всего, что «уничтожает последние следы правды в смертельном объятии сенсационности». Именно в такой эстетике решено «Торжество» Винтерберга — психологический триллер о коллективном лицемерии снят с предельным натурализмом. В 1998 году фильм удостоился приза жюри на Каннском кинофестивале.

«Опавшие листья» (2023)

Режиссер: Аки Каурисмяки

Кадр из фильма «Опавшие листья»
Кадр из фильма «Опавшие листья» Фото: Finnish Film Foundation

На окраине Хельсинки случайно встречаются два одиноких человека — продавщица супермаркета Анса (Альма Пёвсти) и рабочий Холаппа (Юсси Ватанен), борющийся с алкоголизмом. Зритель следует за их робкими попытками сблизиться: неудобные разговоры, прогулки по осенним улицам, молчание, которое иногда говорит больше, чем слова. Однако Холаппо возвращается к старым привычкам, Анса теряет работу — и отношения оказываются под угрозой.

Теплая, меланхоличная и слегка абсурдная драма стала четвертым фильмом «пролетарской тетралогии» Каурисмяки. В «Опавших листьях» каждая деталь — от вида опустевшей столовой до старого телевизора — становится частью истории о хрупкости человеческих чувств. Но режиссер с надеждой говорит зрителям: даже на обломках жизни всегда найдется место для тихого чуда.

«Тошнит от себя» (2022)

Режиссер: Кристоффер Боргли

Кадр из фильма «Тошнит от себя»
Кадр из фильма «Тошнит от себя» Фото: Garage Film International

Сигне (Кристине Куят Торп) завидует успеху своего парня-художника Томаса (Эйрик Сетхер). Она работает бариста, а он создает скульптуры из украденный мебели. Все внимание достается ему. Девушку это не устраивает. В попытках изменить ситуацию она начинает принимать запрещенный седативный препарат, который покупает у друга-наркоторговца. Таблетки, как и планировалось, вызывают жуткие кожные заболевания, а Сигне получает свою минуты славы и сочувствия. Однако жажда внимания сводит ее с ума.

Боргли не делает из Сигне несчастную жертву — иногда ей хочется сочувствовать, иногда ее действия вызывают смех. Режиссер скорее дает ироничный социальный комментарий на тему мании величия в эпоху соцсетей, обходясь без нравоучений.

«Впусти меня» (2008)

Режиссер: Томас Альфредсон

Кадр из фильма «Впусти меня»
Кадр из фильма «Впусти меня» Фото: Canal+

Швеция, заснеженный пригород Стокгольма. 12-летний Оскар  (Коре Хедебрант) страдает от школьной травли и мечтает отомстить обидчикам. Однажды он знакомится с новой соседкой — загадочной девочкой Эли (Лина Леандерссон). Она не чувствует холода и не помнит, сколько ей лет, хотя выглядит как ровесница Оскара. Между детьми-одиночками завязывается дружба, в которой оба ищут спасения. Вот только есть одно «но»: Эли — вампир, по ночам она жестоко убивает людей. Узнав об издевательствах одноклассников, новая подруга Оскара призывает его постоять за себя.

Томас Альфредсон говорит со зрителем о любви и ненависти, свете и тьме, прощении и мести, ужасах вампиризма и человеческой жестокости, а также отчетливо заявляет — насилие порождает насилие. Фильм получил широкое признание критиков, зрительскую любовь и множество фестивальных наград. После работы над картиной оператор Хойте Ван Хойтема сотрудничал с Джорданом Пилом, Спайком Джонсом, Кристофером Ноланом и удостоился премии «Оскар» за работу над «Оппенгеймером».

Автор: Евгения Скурихина

Обсудить на сайте