Мариана Павлюкевич: Дендизм — это всегда сопротивление
Почему вас так привлек именно дендизм?
Конечно, потому что это связано в первую очередь с Пушкиным. Перечитывая «Евгения Онегина», я обратила особое внимание на слова «как денди лондонский одет». И мне захотелось изучить эту тему подробнее, понять, что такое денди. Это просто красиво одетый мужчина? Или все-таки за этой идеей стоит нечто большее? Я прочитала огромное количество специализированной литературы, посмотрела множество интервью и лекций, и оказалось, что за легким и игривым понятием «денди» стоит огромное социокультурное явление, которое формировалось с ХVIII века. Поняв это, я захотела как-то актуализировать эту тему, раскрыть ее на 360 градусов, для чего и был задуман наш проект. Ну и, конечно, хотелось узнать и показать другим, каким должен быть настоящий денди в наши дни.
Какое открытие в процессе этой работы оказалось самым интересным?
Эта тема оказалась невероятно обширной, бездонной смысловой ямой. Чем больше мы с командой копали, тем больше открытий и неожиданностей нас ожидало. Меня поразил образ зеленой гвоздики — сложно найти аксессуар настолько многозначный, провокационный и по-разному истолковываемый. Бутоньерка, которую носил Оскар Уайльд в петличке пиджака, стала по сути символом дендизма. Как отмечают исследователи творчества писателя, он играл с ней в одну из любимых своих идей, что природа должна подражать искусству, а не наоборот. Тем самым воплощая все декадентское.
Поразила меня знаковая фигура своего времени — граф д'Орсе, известный как «денди-бабочка». Можно сказать, что он был первым инфлюенсером в истории. Мы установили такой факт про него: различные мануфактуры и частные лавки отправляли ему свою продукцию, например перчатки и конверт с деньгами и запиской. В записке графа просили фланировать на людях в той одежде или аксессуарах, которые ему присылали, и всем рассказывать, где он их якобы купил. И это заметно увеличивало продажи!
А еще мне чрезвычайно нравится, как денди изменили литературу. Были ведь целые поколения литераторов-денди... Заурядные пижоны с такой задачей не справились бы, конечно. Поэтому я и вдохновлялась этими героями — они достойны всестороннего внимания. Дендизм — это не что-то поверхностное, это далеко не только про «одеты по последней моде». Это явление, меняющая культуру.
Специально для проекта вы выпустили арт-журнал о дендизме. Что интересного ждет читателя этого журнала, какие герои встретятся на его страницах?
Наш арт-журнал поделен на три блока. Первый — исторический. Его писал исследователь моды и журналист Александр Рымкевич, он рассказал, как трансформировался дендизм за три века.
Второй блок — наши разговоры с современными авторами о темах, важных для дендизма. Например, известный журналист Геннадий Йозефавичус, любитель изящного и прекрасного, рассказал нам о своей коллекции фарфора — а для денди коллекционирование было важным занятием, многие денди коллекционировали фарфоровые табакерки.
А еще в этом блоке журналист Григорий Туманов рассказывает о сложной теме — мужчина и эмоции. Изначально кодекс поведения денди не позволял проявлять эмоции на публике, денди должны были держать себя в руках, что бы ни происходило. Этот строгий свод правил поведения сегодня изменился. Мы с Григорием порассуждали о том, что мужчина имеет право на любые эмоции, что даже денди не должен ломать себя — если надо, он может и плакать, и проявлять ранимость, и, напротив, быть чрезмерно веселым…
В третьем блоке я попробовала найти мужчин из различных сфер, которые отражали бы сегодня три кредо настоящего денди. Первое кредо: то, как ты выглядишь, — всегда манифест, ведь дендизм — это всегда сопротивление неким канонам, которые тебя не устраивают. Второе: денди должен быть интеллектуалом и этим быть не похожим на других представителей светской тусовки, поскольку денди — не всегда титулованный человек, и ему необходимо выгодно отличаться. Третье: то, чем ты занимаешься, должно влиять на социальную среду, трансформировать культуру и скрашивать повседневность. Под все три этих правила отлично подходит, например, бывший главный редактор журнала GQ Игорь Гаранин или актер Максим Матвеев. В разговорах с ними мы исследовали, какими стали денди в нашу эпоху, не исчезло ли в принципе это понятие.