1819 год. На вершине неприступного холма, возвышающегося посреди зеленого оазиса с финиковыми садами, стоят клубы желтой пыли и идет ожесточенная битва между племенем кавасим и британскими войсками. Еще в XVIII веке Британская империя монополизировала грузоперевозки между портами Персидского залива и под видом борьбы с пиратством — оно, конечно, было в этом регионе — лишила местное население главного источника дохода. Все это вылилось в серию конфликтов между Ост-Индской компанией и жителями княжеств, территорию которых англичане называли «Пиратским берегом». Форт Дайя в окрестностях Рас-эль-Хаймы падет последним. С этого момента начнется полуторавековое господство Британской Короны на территории, которая будет называться Договорной Оман, а после обретения независимости — Объединенные Арабские Эмираты.
Сегодня в форте Дайя — единственном горном форте, сохранившимся в ОАЭ, все спокойно: отсюда открывается умиротворяющий вид на пальмовые рощи, побережье и голубую гладь Персидского залива, и Хаджарские горы — естественную границу с государством Оман. О событиях двухсотлетней давности напоминают лишь информационные таблички, расположенные на смотровых площадках извилистой лестницы, ведущей на вершину. Если же спуститься к основанию форта, то можно нырнуть глубже в историю — здесь находятся двенадцать больших гробниц периода Вади Сук, то есть 2000–1600 годов до н. э. В некоторых из них уже провели археологические раскопки, а найденные там артефакты: медные и бронзовые изделия, керамику, сосуды из мягкого камня, украшения и оружие — выставили в Национальном музее Рас-эль-Хаймы.
Новелла о море: жемчужина Эмиратов
1970-е годы. Маленький мальчик по имени Абдулла Рашид Аль Суваиди завороженно следит за тем, как пожилой мужчина ловко погружается в воду, а спустя пару минут появляется с дюжиной раковин в нашейной корзине. Мужчину зовут Мохаммед — он дед маленького Абдуллы Суваиди, представитель последнего поколения профессиональных ныряльщиков за жемчугом или человек-амфибия, как называет его внук. Когда Мохаммед был моложе, он мог задерживать дыхание и находиться под водой от 5 до 7 минут. Его рассказы, как и рассказы других ныряльщиков, с которыми Абдулла познакомится позднее, приводят молодого Суваиди в восторг.
Жемчужный промысел на территории современной Рас-эль-Хаймы процветал с начала XII века. Тогда здесь проходили караванные пути, которые соединяли Индию и Китай с Европой, и местные купцы обменивали жемчуг на специи, шелк и золото. В добыче жемчуга участвовали целыми деревнями, мальчиков начинали готовить с семи лет, а к 15 годам они должны были определиться с профессией, ведь роли в команде четко распределялись. Главными людьми на лодке, которая могла вмещать до 30 человек, безусловно, были ныряльщики. Им ассистировали сейбы, они отвечали за веревки, спускали и поднимали ныряльщиков на поверхность. Ни один выход в море не был возможен без капитана судна, он был опытным навигатором и знал лучшие места устричных залежей. Были на лодке и повар, и даже специальный человек с прекрасным голосом, который развлекал экипаж песнями и стихами.
Но, несмотря на всю внешнюю романтику, ловля жемчуга была сложным и опасным делом. Мужчины проводили в море недели: с мая по октябрь, погружались на глубину до 40 метров, чтобы собрать тысячи ракушек, ведь жемчуг попадался далеко не в каждой, а в одной из ста. Для погружения ныряльщики использовали нехитрое снаряжение — зажим для носа из черепахового панциря и веревку, уши затыкали воском. От резкого перепада давления при погружении и длительного пребывания под водой развивались кислородное голодание, глухота и ревматизм, трескалась кожа (ныряльщики спасались маслом акации). Далеко не каждый дайвер доживал до почтенного возраста. Для этого нужно было обладать недюжинным здоровьем и выносливостью.
Тем не менее эта профессия была востребована и кормила людей вплоть до начала XX века. Тогда Рас-эль-Хайма была одним из главных центров по добыче жемчуга. В промысле было задействовано более 22 000 человек, а регион экспортировал жемчуг на сумму в 1,7 млн фунтов стерлингов в год, согласно данным Национального медиасовета ОАЭ. Все изменилось после Первой мировой войны, появление японского культивированного жемчуга и началом Великой депрессии. Тогда же Индия — один из основных торговых партнеров Рас-эль-Хаймы, ввела высокий налог на жемчуг из Арабского залива, и это сделало экспорт крайне дорогим. Все это привело к краху индустрии — о древнем промысле забыли на несколько десятков лет.
Возродить традицию решил Абдулла Рашид Аль Суваиди. В 2005 году он открыл ферму Suwaidi Pearl в память о своем деде Мохаммеде. Ферма находится на воде, и добраться сюда можно только на традиционной арабской лодке абра — именно такие использовали охотники за жемчугом сто лет назад. Дорога занимает около получаса и проходит, в том числе мимо мангровых зарослей, которые огромными зелеными шапками нависают над водной гладью.
Виды жемчуга Фото: Мария Макуш
Натуральный жемчуг в его разнообразии Фото: Мария Макуш
Навигационна книга с изображением Солнечной системы Фото: Мария Макуш
Кухня на традиционной арабской лодке (абре) Фото: Мария Макуш
Ферма Suwaidi Pearl Фото: Мария Макуш
На ферме рассказывают об отважных ныряльщиках, технике погружения и специальных приспособлениях, которые использовали дайверы, об их распорядке дня и рационе, о видах жемчуга и том, как его культивируют сегодня. Показывают и различные инструменты, без которых не обходилось ни одно морское путешествие: подзорную трубу, компас, навигационные книги, карты, ножи для вскрытия устриц. А еще предлагают гостям выбрать из дюжины устриц, выращенных на ферме, одну и посмотреть, есть ли в ней заветная жемчужина.
Перед посещением фермы гости отправляются в деревню ловцов жемчуга Аль-Джазира Аль-Хамра. Прогуливаясь по местным улочкам, прикасаясь к шершавым руинам древних построек из песчаника и кораллов (так дома могли «дышать» в жаркое, засушливое арабское лето), заглядывая во дворы отреставрированных домов, можно представить, как жили здесь люди несколько веков назад, как женщины провожали любимых мужчин песнями и напевами о морских путешествиях, а встречали подношениями из мускуса, шафрана и янтаря.
Посетить деревню можно и во время ежегодного фестиваля искусств RAK Art Festival. В это время Аль-Джазире Аль-Хамра превращается в музей современного искусства под открытым небом, старинные улочки заполняются необычными инсталляциями, скульптурами и арт-объектами. Фестиваль объединяет более 100 художников со всего мира, представляющих разные направления искусства: живопись, фотографию, кино и интерактивные проекты. В рамках мероприятия проходят не только выставки, но и кинопоказы под звездами, лекции, и мастер-классы, позволяющие погрузиться в мир современного искусства в уникальной исторической атмосфере. Важной составляющей программы ближайшего фестиваля станет серия гастрономических ужинов Antica Australis. Уникальный опыт позволит погрузиться в мир эмиратской и австрийской гастрономии, узнать о кулинарных традициях двух столь разных миров, попробовать блюда, приготовленные по старинным рецептам, адаптированным под современный вкус, а также редкие специи, традиционные ингредиенты, овощи и фрукты, выращенные на фермах в Рас-эль-Хайме, и в конечном счете узнать больше о традиционной арабской гастрономии. Ближайший фестиваль RAK Art Festival пройдет с 31 января по 28 февраля, а его главной темой станет «Память».
В деревне Аль-Джазира Аль-Хамра Фото: Мария Макуш
В деревне Аль-Джазира Аль-Хамра Фото: Мария Макуш
В деревне Аль-Джазира Аль-Хамра Фото: Мария Макуш
Новелла о горах: вершина шатра
В переводе с арабского Рас-эль-Хайма означает «вершина шатра». Это самый северный эмират, и отличает его уникальная своим разнообразием природа: вдоль Персидского залива тянутся песчаные пляжи, центральную часть занимают бескрайние пустыни, а на Востоке вырастают величественные Хаджарские горы — вершина вершины шатра. Все эти территории издревле населяли самые разные племена — люди моря, люди горы и люди пустыни. У каждого были свои обычаи, культура и даже язык. Так, диалект коренных жителей гор до сих пор остается самым сложным для понимания, так как члены племени зачастую меняют порядок букв или специально зашифровывают слова. Про них и сегодня складывают всевозможные мифы и легенды, мол, они умеют общаться с джиннами, живущими в пещерах, и предсказывать будущее по звездам.
Прикоснуться к истории и узнать, как на самом деле жили люди в этих краях много столетий назад, можно в туристическом лагере Camp 1770. Как понятно из названия, он находится на высоте 1770 метров над уровнем моря, и это самый высокогорный лагерь в ОАЭ. Отсюда можно отправиться на прогулку по окрестным высокогорным деревням (только с гидом по предварительной договоренности с местными), образ жизни в которых не меняется веками. Или совершить ночную прогулку по специально оборудованным тропам, полюбоваться величественными пиками при свете Луны, посмотреть на звезды, встретить рассвет и почувствовать, что могли ощущать обитатели этих мест сотни, а то и тысячи лет назад. Ранним утром в лагере можно заняться йогой, освоить дыхательные техники и медитацию и, конечно, подкрепиться сытным завтраком, приготовленным женщинами из местных горных племен.
Для любителей экстрима в Хаджарских горах есть свои развлечения. Например, на вершине Джебель Джейс — самой высокой во всех Эмиратах — находится самый длинный зиплайн в мире — Jais Flight, протяженностью 2,83 км. После полета на скорости 150 км/ч над каньонами и ущельями добрая порция адреналина обеспечена. Выпустить пар и накричаться вдоволь можно и на крутой спусковой трассе Jais Sledder, чем-то напоминающей облегченную версию американских горок.
Хаджарские горы ночью Фото: пресс-служба
Зиплайн Jais Flight Фото: пресс-служба
В Хаджарских горах Фото: Мария Макуш
В Хаджарских горах Фото: Мария Макуш
Но в горы можно приехать и одним днем, и обойтись без экстрима — посозерцать окрестности со смотровых площадок, прогуляться по горным тропам, подышать прохладным воздухом или пообедать в самом высоком ресторане ОАЭ — 1484 by Puro. Меню разнообразное и мультикультурное, есть несколько видов салата, в том числе греческий, супы, несколько вариантов сэндвичей и бургеров, блюда из птицы и рыбы, несколько вегетарианских позиций и аппетитные стейки из говядины вагю. А после — запланировать поездку в совсем другой мир, туда, где поют барханы.
Новелла о пустыне: шепот дюн
Тысячи лет в пустыне Аль-Вади на территории Рас-эль-Хаймы пересекались караванные пути. Бедуины перемещались по ней в поисках более прохладного климата, воды, плодородных земель и пастбищ для скота — коз и верблюдов. Купцы везли через нее специи, шелка и благовония из Индии и Персии в города Аравии. Перевести дух, пополнить запасы воды, рассказать свои и послушать чужие истории они могли в оазисах, встречающихся на территории пустыни.
Стадо ориксов и аравийская газель Фото: Мария Макуш
Фото: Мария Макуш
Закат в Аль Вади Фото: Мария Макуш
Фото: Мария Макуш
Сегодня одним из таких оазисов является роскошный курортный комплекс The Ritz-Carlton Al Wadi Desert. Здесь гости могут ощутить дыхание прошлого, остановившись в элегантных виллах, построенных в стиле бедуинских шатров. Комплекс располагается в природном заповеднике и занимает огромную площадь — 500 га. По территории отеля вольготно разгуливают аравийские газели, пасутся верблюды и дикие ориксы — символ ОАЭ. Их можно даже увидеть на расстоянии вытянутой руки, если отправиться в сафари на джипах. Еще один вариант осмотреть окрестности — верхом на верблюде. Во время двадцатиминутной прогулки можно погрузиться в своеобразную медитацию и почувствовать как сотни лет назад эти земли пересекали караваны, груженные шелком и специями. Среди других активностей, доступных не только постояльцам отеля, но и просто гостям эмирата, — стрельба из лука, соколиная охота и верховая езда на лошадях. После насыщенного дня можно отправиться встречать закат в пустыне. Если сидеть и смотреть на лучи уходящего солнца, всматриваться в охристо-красные оттенки песка, который видел уходящие вдаль караваны и слышалистории о ловцах жемчуга, пиратах, британских захватчиках и новом, черном, золоте, найденном в этих краях, то можно услышать шепот прошедших и грядущих эпох.
Курортный комплекс The Ritz-Carlton Al Wadi Desert Фото: пресс-служба
Курортный комплекс The Ritz-Carlton Al Wadi Desert Фото: пресс-служба
Номер в комплексе The Ritz-Carlton Al Wadi Desert Фото: пресс-служба
Бассейн The Ritz-Carlton Al Wadi Desert Фото: пресс-служба
Курортный комплекс The Ritz-Carlton Al Wadi Desert Фото: пресс-служба
Новелла о звездах: взгляд в будущее
Когда в 1971 году ОАЭ начали формироваться как независимое государство, огромный упор был сделан на развитие экономики, привлечение инвестиций, иностранного капитала, экспатов и туристов. За двадцать лет Дубай превратился из небольшой рыбацкой деревушки посреди пустыни в один из главных мегаполисов и экономических центров мира, Абу-Даби взял на себя функцию культурной столицы Эмиратов — в ноябре 2017 года здесь открылся первый филиал Лувра за пределами Франции. В Рас-эль-Хайме основной акцент сделали преимущественно на пляжном отдыхе, кроме того в эмирате была открыта свободная экономическая зона, что подразумевает отсутствие личных и подоходных налогов, 100% иностранную собственность и репатриацию капитала. Располагается она на искусственном архипелаге Аль-Марджан.
Строительство архипелага из четырех островов началось в2004-м и длилось до 2013 года. Песчаные насыпи были сделаны методом рекультивации земли, когда песок выдувался в море, а затем компакторы создавали прочные основания для строительных работ. Сегодня Аль-Марджан является символом роскоши и высокого уровня жизни. Здесь сосредоточено 45% от общего количества пятизвездочных номеров в эмирате, в отелях таких компаний, как Rixos, Bab Al Bahr, Hilton, Al Marjan Island Hotel & Spa.
Первый отель, построенный на Аль-Марджане, — DoubleTree by Hilton Marjan Island. Этот вместительный гостиничный комплекс на 723 номера рассчитан в первую очередь на семейный отдых с детьми. Здесь есть все необходимое для комфортного пребывания: собственный 650-метровый песчаный пляж, восемь бассейнов, включая два детских, спа-центр с семью комнатами для процедур, джакузи, сауной и паровой баней, фитнес-центр, открытая игровая площадка и места отдыха с настольным теннисом и пляжным волейболом. По утрам на территории отеля проходят занятия йогой, по вечерам — выступления музыкантов и диджеев. При отеле работает 13 ресторанов и баров — самые интересные Vespa и Sanchaya, с итальянской и паназиатской кухней соответственно. Для детей есть несколько игровых площадок, в том числе мини-аквапарк Pirate Boat — в виде пиратской лодки в натуральную величину, в которую вмонтированы водные горки и разбрызгиватели.
Отель DoubleTree by Hilton Marjan Island Фото: пресс-служба «Рассвет мой»
Аквапарк в отеле DoubleTree by Hilton Marjan Island Фото: пресс-служба «Рассвет мой»
Ресторан Sanchaya в отеле DoubleTree by Hilton Marjan Island Фото: пресс-служба «Рассвет мой»
Недавно на территории отеля открылся детский клуб Toucan от компании Fun&Sun. Здесь детям от четырех до 12 лет предлагают отдохнуть от взрослых и почувствовать себя самостоятельными путешественниками. Для этого есть все необходимое: собственная игровая комната и площадка, детский бассейн и даже детский ресторан. Каждый ребенок найдет себе занятие по душе, будь то развивающие игры и творческие мастер-классы, тематические квесты и квизы, спортивные соревнования, игры в бассейне или на свежем воздухе, мини-диско и танцы. Программы рассчитаны на две возрастные группы: от 4 до 7 и от 8 до 12 лет. Все занятия проходят в игровой форме и основаны на комплексном подходе: с одной стороны, это спортивное развитие, изучение различных видов творчества, обретение новых знаний и навыков, а с другой — коммуникация со сверстниками, развитие лидерских качеств, работа в группе — все то, что помогает ребенку легче адаптироваться в разных жизненных ситуациях. За обучение и развлечение детей отвечают квалифицированные аниматоры преимущественно с педагогическим образованием.
Сегодня Рас-эль-Хайма является одним из самых быстроразвивающихся эмиратов ОАЭ. В прошлом году рынок недвижимости здесьпоказал рост ценна 12% по сравнению с предыдущим годом. Сюда переезжают в том числе из Дубая: расстояние между эмиратами небольшое, дорога занимает около часа на автомобиле, а экономия на аренде получается существенная. Но, возможно, это только пока. В 2027 году здесь планируют построить курорт-казино Wynn Al Marjan Island — первое на Ближнем Востоке. По данным министерства туризма Рас-эль-Хаймы, в проект уже инвестировано 3,9 млрд долларов. В игровой комплекс будут также входить отели и виллы на 1500 номеров, рестораны, спа-центр, торговая галерея, конгресс-центр и даже театр. Так что совсем скоро здесь начнется новая история.