Бриллианты как инвестиция. Интервью с главой Alrosa Diamond Exclusive Еленой Суховеевой
Бриллианты относятся к той категории вещей, которые принято считать сугубо предметами роскоши. Можно ли сказать, что сегодня аудитория бриллиантов меняется?
Безусловно, так сказать можно. Вся наша работа по продвижению бриллиантов как инвестиционного инструмента направлена на разъяснение еще одной их сущности. Представляя драгоценный камень одновременно и как инвестицию, и как главный элемент ювелирного украшения, мы фактически открываем его для более широкой аудитории.
А какой портрет потребителя был раньше? Есть мнение, что сегодняшние дорогостоящие покупки — это больше про инвестицию, а не про поддержание имиджа, как это было каких-то 10 лет назад.
Раньше это были в основном потребители «тяжелого люкса», которые не интересовались инвестицией. Сейчас к нам часто приходят «чистые» инвесторы — их вообще не интересует презентация себя или некие внешние характеристики, имидж. Им важно, как бриллиант будет изменяться в цене. Есть и категория «смешанных» инвесторов — они думают не только об инвестиционной перспективности того или иного драгоценного камня, но и наслаждаются им в украшении.
За последние два года цены на инвестиционные бриллианты выросли в рублях на 30%. Чем обусловлена такая динамика рынка?
Дело в том, что бриллианты производятся из алмазов, и постепенно происходит истощение природных ресурсов. Добывать алмазы становится все сложнее — месторождений не прибавляется, а существующие имеют ограниченный срок жизни. Добыча падает, а потребление товаров класса люкс и бриллиантов в составе ювелирных изделий растет. В сумме эти два тезиса объясняют дефицит и рост цен.
Если новых месторождений нет, то откуда берутся новые бриллианты?
Сейчас рудники работают, и добыча идет, но ее становится меньше в мировом масштабе. В 2020-х годах закрылись несколько крупных месторождений, например, рудник Аргайл в Австралии, откуда происходило более 90% всех розовых бриллиантов. И после закрытия этого рудника поступления розовых бриллиантов на рынок фактически не происходит, разве что за редким исключением. В то же время дорожает добыча на оставшихся месторождениях.
Но что делать с экологической составляющей вопроса? Насколько добыча алмазов экологична и что будет, когда не останется ни одного рудника? Можно ли вообще прогнозировать этот момент — когда именно это произойдет?
Я даже еще больше усложню условия задачи — почти 80% российских алмазов добываются в хрупкой экосистеме вечной мерзлоты с экстремальными температурами по обе стороны от нуля градусов и проживающими на этих территориях коренными народами, чей образ жизни напрямую зависит от состояния окружающей среды. Поэтому экологические вопросы — это целое направление, по важности сопоставимое с добычей алмазов. Если в цифрах, то мы на всех промышленных площадках повторно используем 88% всей воды в замкнутом водообороте. Почти половина потребляемой электроэнергии — из возобновляемых источников. Ежегодно мы восстанавливаем десятки гектаров бывших промышленных земель, а наши экологи отслеживают маршруты сезонной миграции и реализуют проекты по охране диких северных оленей, ежегодно выпускают в реки мальков ценных пород рыб.
Кроме того, не так давно благодаря одному из последних научных проектов, мы выявили способность алмазоносной кимберлитовой породы поглощать углекислый газ из воздуха в объемах, который может быть значительно больше всех выбросов парниковых газов АЛРОСА. Перспективы конца «эры добычи алмазов» еще довольно туманные. Сегодня мы работаем на разведанных месторождениях — их запасов хватит на 30–40 лет. При этом мы продолжаем заниматься геологоразведкой.
В чем конкретно кроется инвестиционная привлекательность бриллиантов? Их можно сравнить с искусством или вином, которые тоже с годами дорожают?
Очень важно разделить эту историю, чтобы не применять слово «инвестиционный» ко всему, что теоретически может расти в цене. Если вы приобретаете вино, то, чтобы получить инвестиционный доход, вы должны будете его продать, причем понятным образом и на прозрачных условиях. Это правило: в конце инвестиционного пути должна быть точка, в которой из инвестиции можно выйти. Поэтому в отличие от бриллиантов, для которых существует опция «обратного выкупа», вино и искусство инвестиционными инструментами не являются.
Бриллианты делятся на драгоценные камни регулярных цветов и фантазийных. Регулярные — это те бриллианты, которые в повседневной жизни мы называем белыми — они наиболее популярны и знакомы большинству. Фантазийные цвета — желтые, розовые и некоторые другие — встречаются гораздо реже. Редкость бриллианта и его инвестиционная привлекательность основана на нескольких факторах. Во-первых, это должен быть крупный драгоценный камень — свыше двух, трех или даже пяти карат. Во-вторых, важна его чистота, которая определяется по специальной шкале. И, наконец, цвет — высокий цвет это тот, который по международной шкале и по ГОСТу относится к трем верхним строкам: D, E и F. Такое сочетание встречается крайне редко.
Когда мы говорим о бриллиантах инвестиционного класса, среди них мы особенно выделяем наиболее редкие и крупные драгоценные камни весом от 10 карат с высокими цвето-качественными характеристиками. Нарастание дефицита этой категории бриллиантов происходит еще быстрее, нежели инвестиционных бриллиантов в целом. И цены на эту группу выше, чем на остальные бриллианты на рынке.
А что насчет огранки?
Огранка тоже имеет значение. Обычно, люди, которые приобретают бриллианты с чисто инвестиционной целью, останавливаются на круглой огранке. Она наименее подвержена влиянию моды. Бриллианты — это чаще долгосрочная инвестиция и неизвестно, какая форма огранки будет популярна через 10–20 лет. Бриллианты фантазийных огранок — это все виды, кроме круглой — тоже представляют инвестиционный интерес, в первую очередь, для смешанных инвесторов. Это люди, которые руководствуются инвестиционной логикой и одновременно носят ювелирное изделие с драгоценным камнем. Тогда в игру вступают личные предпочтения и условия существующего ювелирного гардероба. Что же касается качества огранки, то оно, разумеется, должно быть очень высоким.
Факт ношения украшения как-то влияет на его инвестиционную привлекательность? Ценны ли в этом случае история бриллианта и его бывшие владельцы?
Если бриллиант правильно закреплен в украшении, и он нормально носится без каких-либо экстремальных ситуаций, то с драгоценным камнем ничего не случится. Он сохранит свою первозданность, так что нет, ношение ювелирного украшения с инвестиционным камнем в нем не нанесет ему ценностного ущерба. Существует также градация уникальных по своим характеристикам бриллиантов. Это уже совсем аукционные вещи, их стоимость начинается от $1,5 млн и ничем не ограничена. Более того, предсказать их появление абсолютно невозможно — это очень редкая история. Когда мы говорим о коллекционных изделиях, то это уже исторические ювелирные украшения и другой рынок. А инвестиционные бриллианты — это все-таки про то, насколько редко встречается такой бриллиант в природе и насколько их много — отсюда и его ценность.
Не так давно вы предложили законодательно закрепить стандарты, которые сделают инвестиционный рынок бриллиантов более прозрачным. Расскажите, что это за инициативы и как они помогут сделать рынок более доступным для тех, кто не ведет роскошный образ жизни, но обладает средствами?
Да, мы озвучили наши предложения по критериям инвестиционных бриллиантов. Нам нужна единая методология, чтобы покупатель мог сравнить сопоставимые вещи. В частности, мы предложили включить сертификацию по единому стандарту как один из критериев. Летом вступил в силу ГОСТ, и ЦБ РФ выдал указание всем банкам продавать бриллианты исключительно по ГОСТу. Но еще есть бриллианты, которые продаются вне банков. Наше предложение, которое было единодушно поддержано, заключалось в том, чтобы все продавцы инвестиционных бриллиантов сертифицировали их по единому стандарту, что позволило бы их сопоставлять. Тогда, например, при изменении цвета на одну градацию, может быть существенно изменена цена, до 20%.
Вторая наша идея — создание национального индикатора по бриллиантам. Для чего он нужен? Даже если вы приобретаете очень хороший бриллиант с высокими характеристиками, для того чтобы вы приняли правильное инвестиционное решение, вы его должны приобрести по рыночной цене. Поскольку цена бриллианта зависит от восьми характеристик, чтобы инвестору было проще сравнивать драгоценные камни разных продавцов, предлагается использовать национальный индикатор. И уже по этому индикатору сравнивать цены. Это гораздо проще и удобнее для инвесторов. Сейчас создается рабочая группа, которая будет заниматься разработкой индикатора, и Alrosa Diamond Exclusive тоже входит в эту группу.
Третий важный критерий состоит в том, что продавцы инвестиционного бриллианта должны в обязательном порядке указывать, как эти бриллианты впоследствии реализовать — как выйти из этого актива в деньги. К компании, которая покупает бриллиант, будут выдвигаться требования о наличии кредитного рейтинга, регулярном подтверждении своей финансовой устойчивости — важно, чтобы компания, которая декларирует желание реализовывать инвестиционные бриллианты, подтверждала свою способность это сделать.
Как считаете, в чем разница между состоянием инвестиционного рынка бриллиантов 10 лет назад и сегодня? И какие у него перспективы?
Безусловно, я оцениваю тему с инвестиционными бриллиантами как очень перспективную. Еще 10 лет назад предпринимались попытки делать нечто подобное, но они не были такими успешными. Текущее положение в сфере инвестиций — это новое и очень позитивное явление для нашей отрасли. Мы уверены, что со временем бриллианты для вложений станут такими же привычными и понятными для инвесторов, как золото, почти треть которого приобретается в инвестиционных целях.
Беседовала Катерина Алабина