«Пора признать, что стабильности больше нет»: Владелец транснациональной мебельной корпорации о том, как они ведут бизнес, не боясь кризисов
Вашей компании в этом году исполняется 50 лет. И за это время вы успели выйти на рынки более чем 40 стран. Мистер Нури, расскажите, с чего все началось.
Семейный бизнес начали еще мои родители. Они были очень предприимчивыми людьми и в какой-то момент задумались о том, что в Турции матрасы для сна почему-то производит только один стамбульский завод. При этом матрасы эти были не самого лучшего качества, и на них никогда не было гарантии. Тогда мои родители потратили все свои деньги на станки и начали изготавливать пену для матрасов, а потом и матрасы целиком. Потом появился текстиль и мягкая мебель. Через пять лет бренд стал, пожалуй, самым известным в Турции в своей нише. Мы первые, кто начал давать гарантию качества, поэтому нас начали ценить.
Enza Home активно представлена на мировом рынке, а в России работает через франшизу. В этом году вы открыли свой первый флагманский шоурум за пределами Турции именно в России. Почему, несмотря на то, что многие иностранные компании покидают страну, вы продолжаете инвестировать в российский рынок?
Россия очень похожа в экономическом плане на Турцию. Наша страна — страна взлетов и падений. То же самое происходит и с Россией последние два года. И мы чувствуем себя здесь комфортно, в отличие от конкурентов. Турецкий рынок подготовил нас и эмоционально, и финансово к нестабильным рынкам других стран. Нас этим не напугать.
Главным мировым кризисом за последние 50 лет стал Covid-19. Как он повлиял на вас?
Конечно, когда это только началось, мы боялись, как и все. Боялись и за себя, и за бизнес. Но в итоге Covid-19 стал для нас окном возможностей.
Из-за ограничений люди стали больше времени проводить дома. И начали открывать это пространство заново для себя, ценить комфорт и уют. Некоторые начали замечать, что пользуются неудобной мебелью, что она сломана или в доме чего-то не хватает. Тогда люди обращались к нам.
Этот период стал для компании пиком роста. После того как паника спала, у нас начали расти продажи, открываться новые магазины, мы внедрили в наши линейки больше декора. Начали работать с дизайнерами со всего мира в онлайн-формате.
А продажи в формате онлайн у вас были?
Когда начался Covid-19, у нас уже были запущены онлайн-продажи в Турции. До эпидемии мы продавали только 0,5 % товаров онлайн — он совсем не пользовался спросом. Но после Covid-19 эта цифра возросла до 10 %! Это хорошие цифры, учитывая, что у нас не тот товар, который покупают онлайн. Через интернет у нас покупают в основном текстиль, декор и малогабаритную мебель.
После эпидемии наши продажи пошли на спад. Мы связываем это с общемировой инфляцией, которая сейчас на пике, и думаем, что в следующем году, к марту, она примет стабильную форму и ситуация стабилизируется.
Как вы выбираете, в какой стране будете продавать свою мебель?
Перед тем как выйти на новый рынок, мы детально исследуем предпочтения наших потенциальных покупателей, их менталитет, вкус и образ жизни. Если мы посчитаем, что 80 % нашего товара мы можем продать в этой стране, то выходим на этот рынок. Но мы не останавливаемся на этом и продолжаем анализировать покупки наших гостей в разных странах, в которых представлен наш бренд, потому что везде есть свои особенности.
В Германии мы заметили, что покупателям нужны другие матрасы, не те, что хорошо продаются по всему миру. В Америке большим спросом пользуются панели под телевизор, а в России — нет. В России у многих людей небольшие квартиры, поэтому они предпочитают компактную и многофункциональную мебель. Для нас, людей, живущих в Турции, это было необычно.
Кстати, изучать российского покупателя у нас сейчас очень много возможностей. Во-первых, мы открыли флагманский магазин в Москве и теперь можем общаться без посредников. Во-вторых, по всему миру очень много русских, и многие покупают мебель у нас.
Мистер Нури, почему вы делаете ставку именно на русский рынок?
Мы ему доверяем. Считаем, что он похож на турецкий, и думаем, что знаем, как угодить россиянам. Сейчас рынок полностью открыт для нас. Когда мы пришли, рынок был пустой — рядом с нами были только итальянцы. Теперь и итальянцев не осталось.
С нашим качеством в нашем ценовом сегменте в России у нас почти нет конкурентов. А те ритейлеры, которые близки к нам по ценовому сегменту, к примеру китайские и российские бренды, по-другому ведут бизнес. Они вне конкуренции.