Ведьма Яна, армия Разумовского и наемник экстра-класса Олег Волков
К главной сцене 1-го павильона Экспоцентра просто так не подобраться: в ожидании представления разношерстная толпа фанатов слилась в единое целое. Можно подумать, вот-вот объявят какого-нибудь певца, и начнется музыкальный концерт. Но аудитория ждет другого.
Сегодня здесь проходит гик-фестиваль «Хомякон», на котором собрались преданные фанаты комиксов, кино и сериалов, а также музыки, игр и косплея. Прямо сейчас начнется косплей-дефиле — участники конкурса должны показать жюри и гостям, насколько красиво и канонично они могут воссоздать любимого героя.
Девушки с никами Канис и Чиро предстают перед залом в образе ведьмы Яны и демона Балора из комикса «Бесобой» издательства Bubble. Канис в длинном черном платье, украшенном руническими узорами, и с рогами на голове — воплощение темной магии. Ей вторит Чиро в лазурно-зеленом парике и черном костюме.
Следом идет череда образов Сергея Разумовского, злодея из комикса «Майор Гром». Косплееры не просто воспроизводят облик персонажа, но добавляют ему драматизма через танцы и мимику. Один из дуэтов — Hikaru и Sattellitt — в танце под песню Emperor’s New Clothes изобразил сложный и многогранный тандем Разумовского и его субличности Птицы, известной как Чумной доктор.
«Когда ты косплеишь, ты словно входишь в образ и становишься этим персонажем, а на сцене это вообще театр!» — делится впечатлениями девушка в мужском костюме. На вопрос о ее имени она неожиданно отвечает: Олег. На самом деле девушку зовут Анастасия, но сегодня она — наемник Олег Волков, еще один противник майора Грома. В черном пиджаке, с кулоном в форме волчьего когтя, она держит в руках книгу о своем персонаже.
Девушки в мужских образах — обычное дело на таких мероприятиях. Здесь нет гендерных рамок, все решает характер и атмосфера героя. Анастасия утверждает, что костюм можно собрать за вполне умеренные деньги, если заказывать детали на маркетплейсах. «А если делаешь сам, все зависит от твоих умений и фантазии. У кого-то это дешево и сердито, у кого-то — шедевр ручной работы».
Косплей Балора из «Бесобоя»
Costume & Play
Косплей как субкультура возник на фоне «Золотого века научной фантастики». В 1939 году в Нью-Йорке, на одном из съездов любителей этого жанра писатель Форрест Акерман появился в необычном костюме футуристического вида — он изображал человека будущего. Идею оценили, и в следующем году уже несколько любителей научной фантастики придумали себе специальные костюмы.
К 1956 году желающих нарядиться набралось так много, что между ними впервые провели конкурс. С выходом «Звездных войн» Джорджа Лукаса (конец 70-х) популярность косплея возросла многократно.
Однако самого термина «косплей» тогда еще не существовало. Впервые это слово употребил японский журналист Нобуюки Такахаши в 1983 году, соединив слова costume и play. Из названия следует, что косплей отличается от простого переодевания не только созданием уникальных костюмов, но и актерским мастерством участника. Косплеер именно что отыгрывает своего персонажа, изучая его характер и манеру поведения.
«Понятия не имею, как это делать… но давайте попробуем!»
Когда косплей-дефиле подошло к концу, «Хомякон» зажил неформальной жизнью. Толпы поклонников разошлись по залу, неподалеку от сцены можно было заметить небольшую группу. В центре — Hikaru и Sattellitt. Их окружили фанаты: кто-то жаждал сфотографироваться, кто-то протягивал блокноты и скетчбуки для автографов.
Hikaru и Sattellitt привыкли к такому вниманию. «Люди видят своего любимого персонажа обычно только на экране или на страницах комикса. А тут он перед тобой, оживший. Это маленькое чудо», — делится Кристина, известная как Hikaru. Ей всего 23, но косплеем она увлечена уже десять лет. Рыжеволосая девушка была в белоснежной смирительной рубашке, а переносицу украшал искусный грим в виде шрама — образ Сергея Разумовского из комиксов Bubble. Вечер перед фестивалем она провела за швейной машинкой, создавая свой костюм. Кристина не только выступала, но и отвечала за постановку номера, который, по ее словам, был посвящен потере человеческого в себе. «Наш персонаж в итоге принимает это и становится Птицей», — поясняет она, а мы ей верим на слово.
Ее подруга Лера, или Sattellitt, полностью преобразилась в образ той самой Птицы. У нее огромные черные крылья, зеленые линзы, рыжий парик, жилет, стилизованный под перья, а кожа искусно окрашена в серый. Кулон в виде маски Чумного доктора на шее и металлические когти на пальцах. «Костюм я делала в бешеном темпе. Олег Трофим, режиссер фильмов по „Майору Грому“, выложил только одну фотографию Птицы. И я сразу решила: надо делать! Потратила два месяца, но все получилось», — рассказывает Лера. Она вспоминает, как в детстве обожала играть в куклы, создавая для них макияж и наряды. Теперь та же страсть воплощается в ее косплее.
Девушки познакомились на фестивале в Петербурге и с тех пор дружат. Для них косплей — это вызов самому себе. «Ты смотришь на персонажа и думаешь: я понятия не имею, как это сделать… но попробую!» — рассказывает Кристина. Сегодня заниматься косплеем стало легче, добавляет она. Некоторые компании, например, разработчики игры Atomic Heart, выпускают подробные гайды, чтобы фанаты могли воспроизвести персонажей. «Десять лет назад у тебя был один размытый кадр, и выкручивайся как хочешь. А сейчас все намного проще, поэтому косплееров стало больше».
Плохое слово: аниматоры
Пройдя вдоль всей Аллеи косплееров, задерживаюсь у стойки, за которой молодая девушка продает календари и фотографии. Пытаюсь увидеть знакомых персонажей: Харли Квин, Лара Крофт, Лилу из «Пятого элемента». Каждый косплей — с элементами эротики. Спрашиваю, кто на фотографиях.
«Я», — отвечает девушка.
Влада (псевдоним — Tniwe) в косплее уже 15 лет. Она делала сеты на Харли и Джилл Валентайн, а однажды свела с ума самого Хидео Кодзиму образом Квает — в соцсетях можно найти их общее с именитым японцем фото. Влада развивается в фансервисе, специальном направлении косплея с сексуальным подтекстом (с английского — «обслуживание фанатов»). Такой контент чаще попадает в топы.
Влада зарабатывает на косплее: она продает свой мерч и фотографии, что-то донатят подписчики. «На жизнь хватает, — говорит она. — Для меня это больше, чем работа. Вы, например, с девяти до семи в офисе, а я работаю круглосуточно: делаю костюмы, обрабатываю фотки».
Подходит знакомая Влады — косплеерша Вика. За ее плечами фестивали, продакшн съемок для международных киберспортивных турниров и 10 тысяч часов онлайна в Dota 2. «Косплей — это токсичность, унижение и БДСМ, — смеется она. — Мы зарабатываем через боль и страдание, потому что среди русской аудитории много хейтеров».
Обидеть косплеера легко — нужно просто сравнить его с аниматором. В России фанаты комиксов не просто сравнивают две эти роли, а зачастую не видят между ними никакой разницы. Запутаться действительно легко: аниматор, как и косплеер, тоже обязан стремиться к стопроцентному узнаванию своего персонажа — и в костюме, и в отыгрыше.
Но разница в «глубине погружения». Аниматор — это всегда профессиональный актер, он перевоплощается в образ героя на короткое время, чтобы провести мероприятие, никак не связанное с комиксами, — какой-нибудь день рождения, например. Публика у аниматора неискушенная, образы для таких мероприятий выбираются наиболее известные, массовые. «Сегодня аниматор отыгрывает Бэтмена на десятилетии Егорки Пантелеева, а завтра с накладной бородой и мешком подарков идет зажигать новогоднюю елку», — жалуются «Снобу» участники «Хомякона».
Косплеер выносит свой образ на более искушенный суд. «Есть аниматоры, которые зарабатывают больше нас. Как так? Я живу своим образом, я свой костюм делаю сама, я должна стоить дороже, чем аниматор, — говорит Вика, но добавляет, что изменения к лучшему все-таки есть. — Если персонажи интересные, если ты делаешь хорошее и яркое выступление, это всем “заходит”, тебя поддерживают твои знакомые».
«Хомякон» окончен. Искусственные уши эльфов, заколки с изображением магических рун, обувь Чудо-женщины, шлем Мандалорца, мечи и молоты — все это, завернутое в пупырчатую пленку, укладывается в чемоданы. И только красные контактные линзы, с помощью которых во вселенной «Наруто» можно запоминать и копировать движения противника, никто глубоко не прячет. Эта сверхспособность нужна косплеерам не только на фестивалях.