Лучшее за неделю
15 января 2025 г., 18:10

Алексей Олейников: Хочу расследовать «Смерть чиновника» Чехова

Читать на сайте
Алексей Олейников
Алексей Олейников Фото: пресс-служба

Вы известны как автор фантастики для подростков, редактор детского журнала «Переплет». Почему вдруг Серебряный век, ретродетектив?

Я бы добавил, что известен как автор фантастики и фэнтези для детей, но малоизвестен как автор графических путеводителей по классической литературе. (Улыбается.) Если серьезно, мне всегда был интересен этот исторический период, и я склонен экспериментировать с разнообразными жанрами и направлениями, не ограничиваясь лишь одним.

«Легкое дыхание» — тонкая литературная игра с одноименным рассказом Ивана Бунина. И ваш роман начинается там, где заканчивается бунинское «Легкое дыхание». Не боитесь, что хейтеры обрушатся на вас за «надругательство над классикой»?

Я не думаю, что сейчас всерьез существует такое понятие, как «великая русская классика», к которой надо относиться сакрально. Сама классика, безусловно, есть, и я очень люблю произведения Ивана Алексеевича Бунина и всех остальных, но мы живем в XXI веке, а они — в XIX и XX. Любой культуре свойственно переосмыслять и обновлять сюжеты внутри себя. Скажем так: я готов к хейту.

Почему Вера Остроумова именно антрополог? У нее есть какие-то реальные прототипы?

Нет прямых прототипов, разве что Маргарет Мид — всемирно известный антрополог, которая изучала подростков в Полинезии. Мне кажется, что антрополог — достаточно интересная фигура, позволяющая погружаться в разнообразные культуры. Моя героиня занимается так называемой социальной антропологией, то есть той дисциплиной, которая начала развиваться значительно позже первых антропологических исследований. Она забегает, так сказать, сильно вперед.

Антрополог — это персонаж с тысячью лиц, который может войти и встроиться в любое сообщество, перенять любой язык. При этом у него системное научное мышление, что добавляет герою наблюдательности, выходящей за границы обычного человеческого восприятия. Тут еще не стоит забывать, что я ввел для Веры видения, шаманскую болезнь, немножечко добавил мистики, поэтому ее разрывает между миром научного знания и миром мистических видений. Она, как человек разумный, не хочет в это верить, но, поскольку у нее есть внутренняя травма, связанная со смертью матери, она не может игнорировать эти видения.

У нас в последнее время выходит довольно много книг, действие которых происходит в дореволюционной России: ретродетективы Николая Свечина, недавно вышла книга Светланы Волковой «Великая любовь Оленьки Дьяковой». Насколько было интересно погрузиться в эпоху Серебряного века?

Мне было очень интересно. Я люблю эту эпоху, и в силу того, что я преподаю историю русской литературы, погружен в контекст. Люблю все, что происходит в этот период, мне самому нравится это время перелома российской истории. Мне близок Серебряный век.

По тому же «Легкому дыханию» написано множество критических и литературоведческих статей, анализирующих и сюжет, и персонажей рассказа. Вы изучали эти тексты? Они как-то помогли вам, подсказали сюжетные линии?

Ну, разумеется, я читал исследования «Легкого дыхания», классическую работу Выготского и анализ «Легкого дыхания», который делал Жолковский, и другие. Не сказал бы, что они привели меня к каким-то сюжетным линиям; скорее, я извлек максимум из всех заявленных сюжетных зацепок внутри рассказа и старался использовать всех персонажей, которые там представлены.

«Легкое дыхание» заявлен как первый роман цикла ретродетективов. Будет ли продолжение? Вера Остроумова опять займется расследованием загадочной смерти, описанной в классической литературе? В «Господине из Сан-Франциско» того же Бунина не понятно, отчего умер главный герой…

Да, будет продолжение. Безусловно, Вера будет расследовать в следующих романах другие смерти, описанные в русской литературе. Но я не планирую «Господина из Сан-Франциско». Это соблазнительно, но пока не думал над ним. Два ближайших моих романа — «Смерть чиновника» и «Серебряный голубь» — Антона Павловича Чехова и Андрея Белого соответственно.

По традиции в конце беседы мы просим назвать две-три книги, которые вы порекомендовали бы читателям «Сноба». Это могут быть недавно прочитанные произведения, которые произвели на вас яркое впечатление, но, может, назовете три лучших, на ваш взгляд, романа в жанре ретродетектива?

Это цикл ныне опального литературоведа про Эраста, цикл Роберта ван Гулика про судью Ди, романы Сэнсома о Мэтью Шардлейке, «Горбун лорда Кромвеля», например. И «Дьявол и темная вода» Стюарта Тертона.

Беседовал Владислав Толстов

Обсудить на сайте