Лучшее за неделю
15 марта 2025 г., 09:56

Один в Южном океане: 100 дней Федора Конюхова в самой суровой экспедиции мира

Читать на сайте
Федор Конюхов на весельной лодке «АКРОС» во время перехода через Южный океан
Федор Конюхов на весельной лодке «АКРОС» во время перехода через Южный океан Фото: предоставлено научно-исследовательским судном «Академик Федоров»

Откуда, куда и с какими приключениями добирается Федор Конюхов?

5 декабря 2024 года Федор Конюхов отправился в уникальное путешествие — это второй этап кругосветного плавания на весельной лодке: впервые в истории он пересек Южную Атлантику, стартовав из пролива Дрейка. Спустя 67 дней он достиг долготы мыса Игольный у берегов Южной Африки, установив мировой рекорд. Но направил свою лодку «АКРОС» дальше — в сторону Австралии через Индийский океан.

Свой 73-й день рождения, 12 декабря, он встретил в океане.

Этот путь оказался суровым испытанием. В феврале лодку дважды накрывали штормы силой до 10 баллов, сопровождавшиеся волнами высотой до 8 метров, судно неоднократно переворачивалось. В результате были повреждены почти все палубные антенны и радиостанции, а также сломано одно весло (впрочем, на борту было два запасных комплекта).

Теперь Федор поддерживает связь с внешним миром лишь благодаря ручному спутниковому телефону Iridium и терминалу Iridium Go. Из-за повреждения антенн он вынужден выходить на палубу и ждать хорошей погоды, чтобы установить стабильную связь со спутниками. Сеансы связи стали короткими, а передаваемая информация — минимальной: погода, координаты и краткие сведения о самочувствии. Личные переживания и детальные наблюдения отец фиксирует в путевом дневнике, который позже будет опубликован в виде книги.

Недавно лодка «АКРОС» пересекла долготу Москвы, и Федор Конюхов перешел с гринвичского времени на московское. Впереди остается 3600 морских миль до предполагаемого финиша у побережья Западной Австралии. Несмотря на это, точное время прибытия определить невозможно. Нестабильная погода Южного Индийского океана, постоянные штормы и встречные ветры вынуждают лодку описывать сложные петли вместо прямого движения к цели. Только за первую неделю марта из-за этих маневров Конюхов потерял около 250 километров пути.

Несмотря на трудности, отец сохраняет бодрость духа и чувство юмора. Буквально несколько дней назад похвастался пойманной рыбой — это его первая «настоящая» еда за три месяца, не считая небольшого кальмара. На борту запас сублимированных продуктов на 200 дней. Во время последнего сеанса связи он интересовался жизнью команды на суше и событиями в родной деревне в Тульской области, а в завершение оптимистично заметил, что главное — «чтобы лодка выдержала». Сам он уверен в своих силах и готов продолжать путь до конца.

Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.

Почему этот маршрут уникален?

Федор Конюхов сейчас делает то, чего до него никто не пытался: пересекает Южный океан на весельной лодке. Этот океан, окружающий Антарктиду, — самый трудный и суровый из всех возможных маршрутов. Если Атлантику пересекают ежегодно (сам Конюхов впервые прошел от Канарских островов до Барбадоса еще в 2002 году), то за переход через южные сектора океанов — Тихий, Атлантический, Индийский — в так называемых «ревущих сороковых» и «неистовых пятидесятых» широтах никто долго не брался. Сильнейшие ветры до 100 километров в час и волны высотой 6–8 метров останавливали всех, кто пробовал преодолеть маршрут от Тасмании до мыса Горн или от мыса Горн до Новой Зеландии. Максимум, который удалось продержаться одному французскому гребцу Джозефу Ле Гуэну, — 50 дней, после чего его пришлось спасать.

Федор Конюхов готовился к этому долгие годы. В декабре 2018 года он первым в истории успешно пересек Южный Тихий океан за 154 дня — от Новой Зеландии до мыса Горн, финишировав в проливе Дрейка. Затем планы пришлось отложить из-за пандемии и СВО, но в 2024 году Конюхов вновь отправился в путь, начав второй этап экспедиции — от Южной Америки до Австралии.

Это еще более сложный маршрут, который никто раньше даже не пытался пройти. Проблема в том, что между Южной Америкой и Австралией нет практически никаких мест, где можно было бы безопасно причалить в случае непредвиденных обстоятельств. Хотя на пути есть остров Южная Георгия и пара небольших островков — Принца Эдуарда и Крозе, — приблизиться к ним на весельной лодке практически невозможно из-за гигантской зыби и тяжелых погодных условий.

Поэтому маршрут надо пройти без остановок — а это более 180 градусов долготы: если смотреть на глобус, не поворачивая его, вы не увидите начальную и конечную точку этой экспедиции одновременно. Это экстремально сложно и рискованно. Профессиональные гребцы со всего мира пристально следят за его экспедицией, понимая, что сейчас он пишет историю мирового океанского спорта.

Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.

Можно ли делать остановки на необитаемых островах, которые есть по пути следования маршрута?

Южный океан — это часть Мирового океана, где тысячелетиями циркулируют огромные массы воды, практически ничем не сдерживаемые. Единственное, что слегка замедляет их движение, — пролив Дрейка, а затем, после Фолклендских островов вплоть до мыса Горн, нет ничего, способного остановить эту движущуюся гору воды. Те, кто ходил здесь под парусом, знают, что эти водные потоки с огромной силой обрушиваются на наветренные берега островов, создавая удары колоссальных масштабов. Даже на западном побережье Австралии от этих ударов захватывает дух.

Для гребцов, таких как Федор Конюхов, приближение к австралийским берегам — один из наиболее опасных моментов путешествия. Весельная лодка не способна маневрировать против ветра и волн так, как моторное судно. Когда погодные условия становятся неблагоприятными, лодку практически невозможно контролировать — встречный ветер и течение уносят ее обратно в океан. Поэтому попытка подойти к небольшим островам Южного океана обычно заканчивается катастрофой.

Даже участники профессиональной кругосветной гонки Vendée Globe раз в четыре года сталкиваются с серьезными проблемами, пытаясь укрыться на островах Крозе или Кергелен. Их 60-футовые яхты оснащены маленькими двигателями, которые пригодны лишь для захода в порт при спокойной погоде. В условиях сильного ветра яхты сносит и выбрасывает на берег, и помочь им уже невозможно.

Для Конюхова эти острова не просто неудобны — они представляют реальную угрозу. Любая попытка подойти к острову может закончиться потерей лодки, а возможно, и жизни. В таких условиях острова — не спасение, а опасность, от которой Федор намеренно держится как можно дальше. К тому же никакой инфраструктуры для причала в этих местах нет, что делает любые попытки пристать еще более бессмысленными и рискованными.

Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.

Переворот лодки — это ЧП?

Участники экспедиции знали заранее: лодка Федора Конюхова обязательно перевернется во время перехода через Южный океан. Вопрос был лишь в том, сколько раз это произойдет. Волны высотой от пяти до восьми метров обладают такой силой, что любая весельная лодка неизбежно переворачивается.

Гоночные яхты в этих широтах идут со скоростью волны, глиссируя с больших волн, — это, по сути, серфинг. Весельная же лодка, как пробка, просто всплывает на вершину волны и затем падает вниз, получая мощные удары, от которых неизбежно оказывается на боку. Это происходит не «через нос», как в кино, а боковым креном — roll over, как это называют профессионалы. Однажды после такого переворота Федор Конюхов оказался в кормовом отсеке, а лодка встала вертикально, словно буй посреди океана. Под ним было шесть километров воды, а проходящие волны продолжали бить по судну с огромной силой.

При проектировании лодки заранее предусмотрели ее способность к самовосстановлению — так называемому self-right. Тем не менее после каждого переворота страдает палубное оборудование, особенно антенны и приборы, которые не рассчитаны на полное погружение в воду.

Несмотря на герметичные отсеки, главная опасность для лодки — это если волна сорвет входной люк и вода хлынет внутрь.

Палуба лодки Конюхова остается открытой. Сделать ее полностью закрытой невозможно: борта будут работать как ковши экскаватора, зачерпывать воду и не давать судну выровняться. Также Федору необходимо свободно двигаться и управляться с веслами, проверять и ремонтировать оборудование, вставать в полный рост. Даже учитывая все технические детали и защитные конструкции, перевороты — неизбежная часть экспедиции, и команда была к этому готова с самого начала.

Фото: предоставлено научно-исследовательским судном «Академик Федоров»

Кто управляет лодкой, когда Федор Конюхов спит?

Федор Конюхов пересекает океан на весельной лодке длиной 9 метров, оборудованной кинжальным швертом в носовой части и пером руля в кормовой части. Лодка не дрейфует сама по себе, даже когда Федор спит. Она четко держит заданный курс на восток, отклоняясь разве что немного к северо-востоку или юго-востоку. Федор заранее выставляет угол пера руля так, чтобы судно уверенно двигалось по заданному направлению даже без управления. При направлении ветра с северо-запада, запада и юго-запада лодка будет двигаться на восток.

И только когда ветер заходит на восток и становится встречным, продвижение по курсу невозможно — приходится дрейфовать в обратном направлении. Это всегда очень тяжело дается гребцу в психологическом плане.

Проверку на устойчивость лодка прошла еще в Ушуайе (самый южный порт Аргентины. — Прим. ред.), где ее тестировали на буксире. Тогда выяснилось, что развернуть девятиметровое судно с выпущенным швертом и установленным ровно рулем невероятно сложно. Даже на катере с мотором сделать три оборота на 360 градусов для калибровки компаса без помощи самого Федора, слегка подруливающего пером, практически невозможно. Любой небольшой ветер или попутная волна сразу толкает лодку вперед, так что, даже когда гребец спит, она движется примерно со скоростью одного узла — около двух километров в час. Когда же Федор активно гребет, скорость возрастает до трех узлов. Плюс помогает попутное течение и попутная волна. На это и был сделан расчет при выборе маршрута и сезона.

Лодка не имеет киля и скользит с волны. Однако это имеет и обратную сторону: лодку сильно качает, и человеку без подготовки выдержать сутки на борту в океане практически невозможно. Два часа пусконаладочных работ на борту в Ушуайе превратились в пытку для профессиональных электронщиков, которых после этого буквально выгружали на палубу из-за сильнейшей морской болезни. А это — морские электронщики, работающие на больших судах.

Вестибулярный аппарат самого Конюхова за это время достиг космических стандартов, а может, даже превзошел их. Весельная лодка даже у причала постоянно покачивается. После завершения путешествия Федору еще неделю будет трудно ходить по твердой земле: вестибулярный аппарат, привыкший к постоянному движению, долго не сможет адаптироваться к неподвижности. Особенно тяжело будет в узких гостиничных коридорах, где придется идти, придерживаясь стен.

Откуда берется еда и пресная вода?

При планировании океанского перехода на весельной лодке питание и пресная вода — это наименьшая из проблем. Федор Конюхов ежедневно употребляет четыре-пять пакетов сублимированной еды: завтрак, обед и ужин. Каждый такой пакет весит около 100–150 граммов, но после добавления воды превращается в полноценное блюдо весом около 600 граммов. Запасы еды легко умещаются на лодке и рассчитаны на весь период путешествия, даже если оно продлится около 200 дней.

С пресной водой также нет сложностей. На лодке установлен современный автоматический опреснитель, который способен производить до 30 литров пресной воды в час. Конюхов включает его примерно раз в неделю, заполняя бутылки заранее, особенно перед приближением плохой погоды. В случае поломки основного оборудования есть ручной опреснитель, выдающий до шести литров в час, а также неприкосновенный запас около 50 литров воды, который хранится в трюме.

Вода из опреснителя отличается от обычной питьевой, но ее вкус лучше, чем у московской водопроводной воды, прошедшей через фильтр, — кофе точно получается вкуснее. Океанская вода продавливается через специальную мембрану, соль удаляется, а полезные минералы остаются. Поэтому за качество питья Конюхова переживать не приходится.

Федор Конюхов
Федор Конюхов Фото: Илья Тимин / РИА Новости

Сколько до финиша?

Федор Конюхов находится в океане уже 100 дней, и впереди еще примерно два с половиной — три месяца пути. Сейчас его лодка на 45-м градусе восточной долготы, а середина Индийского океана приходится примерно на 60-й градус. Кстати, следить за местоположением лодки можно здесь. Получается, чтобы добраться до этой точки (середины Индийского океана), ему понадобится около месяца — это примерно первая неделя апреля. Оттуда еще примерно два месяца до финиша в Австралии.

Мы прикидываем даты. Отец обещал завершить путешествие к 9 июня, к моему дню рождения. Так и сказал: «Твои пятьдесят лет будем отмечать в Австралии». Мы ждем и надеемся, что все сложится именно так.

Обсудить на сайте