Марк Ротко: от Даугавпилса до нью-йоркских галерей
Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.
Цвет как опыт: живопись Марка Ротко
Путь Марка Ротко в искусстве — это не переход от одного стиля к другому, а последовательное и страстное стремление к выражению того, что не поддается изображению. Марк Ротко родился 25 сентября 1903 года в семье Ротковичей в городе Двинск, Российской империи (сейчас Даугавпилс, Латвия). В 1913 году, когда ему было десять лет, семья эмигрировала в США и поселилась в Портленде, штат Орегон. В 1930–40-х годах Ротко работал в фигуративной манере: создавал сцены городской жизни, символические и мифологические композиции. Он искал универсальный язык эмоций, вдохновляясь античными мифами, идеями Фрейда, Юнга и философией Ницше. Его картины впитали трагедийный пафос времени: художник ощущал катастрофу мировой войны как крушение человечества. Уже тогда он стремился передать в живописи базовые переживания: трагедию, экстаз, ощущение обреченности. Со временем он понял — сюжет мешает этим состояниям звучать по-настоящему.
К 1949 году он уже работал в своем узнаваемом стиле: фигуративность и символика окончательно ушли на второй план. Вместо сюжетов — прямоугольники цвета, словно парящие на однородном фоне. Позже это назовут «живописью цветового поля», но сам Ротко не стремился к ярлыкам. Для него важен был не цвет как таковой, а то, что он вызывает внутри. «Картина — не изображение переживания. Она и есть переживание», — говорил он. И добавлял: если зритель говорит о композиции или оттенках, значит, он не почувствовал главное.
Ротко не надо «смотреть» в интернете
Сегодня мы окружены бесконечным потоком изображений, репродукции великих произведений доступны мгновенно. Но Ротко — один из тех художников, чьи работы принципиально не передаются через экран. Цвет, по выражению Ротко, должен «окутывать» зрителя. Он писал свои холсты в расчете на близкое, почти физическое взаимодействие. Картина должна заполнять поле зрения зрителя.
Цвет на его полотнах не просто нанесен на поверхность — он выстраивался в десятках тончайших слоев краски. Эти лессировки пропускают и отражают свет, создавая ощущение внутреннего сияния. Именно поэтому репродукции теряют главное: живую вибрацию цвета. Только стоя перед настоящим холстом, в тишине музейного зала, можно испытать то, что Ротко считал сутью своей живописи. «Люди, которые плачут перед моими картинами, получают такой же религиозный опыт, как и я, когда писал их», — признавался он.
Живопись как пространство катарсиса
В «Белом центре» (1950) желтый, розовый и лиловый кажутся парящими в пространстве, границы между ними неощутимы. Исследователи подчеркивают, что эмоциональный диапазон этих картин невероятно широк. От сияющей легкости до почти физической тревоги — эффект достигается минимальными средствами. Ротко варьирует масштаб, плотность, пропорции. Цвет становится событием, к которому нельзя остаться равнодушным.