Лучшее за неделю
19 декабря 2025 г., 13:14

Не только для красоты. Как менялся паблик-арт и какие задачи он решает в современном городе

Читать на сайте

Ленин, Мухина и маршал Жуков

До революции планировка городских пространств в Российской империи регулировалась градостроительными уставами — они разрабатывались для отдельных городов и губерний и содержали информацию о том, каким образом должны «зонироваться» земельные участки. Как такового паблик-арта в то время, конечно, не существовало. Устанавливались памятники императорам и военачальникам, а также деятелям культуры — впрочем, художественными высказываниями эти объекты не были: их создатели стремились к объективности. Популярностью среди форм уличного искусства пользовались плакаты и афиши, однако и в них практически никогда не было «видно» автора.

12 апреля 1918 года Владимир Ленин, Анатолий Луначарский и Иосиф Сталин подписали декрет «О памятниках республики». Этот документ определил, пусть и ненадолго, общую логику организации общественных пространств в стране — он содержал постановления о том, что отныне все они должны отражать «идеи и чувства революционной трудовой России». И если в нем о стиле памятников ничего не говорилось, то уже к тридцатым годам никаких художественных вольностей в организации общественных пространств не допускалось. Но и тогда, в годы торжества соцреализма, художникам удавалось создавать арт-объекты, которые привлекали внимание общественности и вызывали дискуссии. Среди таких работ — разнообразные вариации «Девушки с веслом» Ивана Шадра и Ромуальда Иодко, а также «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной.

Послевоенный период связан с появлением в стране мемориалов и памятников участникам Великой Отечественной войны. Одним из выдающихся произведений этого периода считается скульптура Виктора Вучетича «Перекуем мечи на орала», которую СССР подарил ООН. В самом же Советском Союзе «общественное» искусство продолжало трансформироваться: в 1960-е популярными стали муралы — настенные мозаики и росписи. Известные примеры работ этого жанра до сих пор можно увидеть на здании Дворца пионеров на Воробьевых (тогда — Ленинских) горах и фасаде кинотеатра «Октябрь».

Постепенно советское искусство теряло свою идеологичность. Фактически именно к 1970-м годам, в период модернизма, паблик-арт в СССР достиг своего расцвета: пропаганды становилось все меньше, искусства — все больше. Как отмечает директор Московского музея современного искусства Василий Церетели, к Олимпиаде-80 в Москве создавались крупные художественные проекты, которые стали частью городского облика.

В 1990-е искусство, в том числе и то, что появлялось в «общественных пространствах», развивалось несколько хаотично — это отчасти связано с общим эклектичным стилем московского строительства. Но и в этот период появлялись работы, вызывавшие бурные общественные обсуждения: в том числе памятник маршалу Жукову на Манежной площади.

Новый паблик-арт

Новый виток развития паблик-арта пришелся на двухтысячные. Город модернизировался, что требовало дополнительных усилий по организации пространства. Одним из примеров паблик-арта нулевых можно считать появление уличных граффити и муралов. Самой цитируемой работой стала «Аленка» — плитка шоколада, сделанная из бетонной плиты на заброшенной стройке национального парка «Лосиный остров» недалеко от Москвы. Газета The Guardian сравнивала ее автора, стрит-арт-художника Пашу 183, с английским художником Бэнкси.

Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов вспоминает и более поздние арт-проекты: «“Большая глина № 4” Урса Фишера — это очень важная веха паблик-арта в Москве. Ни один объект городского искусства раньше не вызывал такой бурной общественной дискуссии». По словам Сергея Кузнецова, широкое распространение паблик-арта влияет на общий уровень культуры и восприятия среды, «насыщая ее, делает более разнообразной и узнаваемой»: «Паблик-арт — это важное дополнение городского дизайна, способ культурного выражения творцов и художников, которые таким образом коммуницируют с людьми, реализуют образовательные, развивающие и философские проекты».

Одним из зарождающихся трендов, который укладывается в эту логику, можно считать создание объектов паблик-арта на территории жилых комплексов. «Мы видим владельцев недвижимости, девелоперов, которые тоже заинтересованы в интегрировании искусства, и это очень позитивная динамика», — говорит Сергей Кузнецов. Благодаря паблик-арту возникает все больше новых точек притяжения, в том числе за пределами центральных районов: обновленные городские пространства привлекают не только местных жителей, но и туристов.

Василий Церетели отдельно подчеркивает, что «паблик-арт, в первую очередь, отвечает на эстетические потребности горожан, трансформируя привычное городское пространство и привнося в него новые смыслы, которые закладывают художники в свои работы. Это не просто украшение улиц, а важнейшая форма художественного высказывания, в которой соединяются искусство и урбанизм».

Примером удачной организации пространства ЖК с помощью современного искусства станет парк скульптур на территории премиального жилого комплекса MOD в районе Марьина Роща. Расположенный на границе с центром, он представляет собой любопытный микс жилой застройки 1950–70-х годов, разбавленный островками дореволюционной и современной архитектуры. Сегодня район активно развивается — построили новую станцию БКЛ «Марьина Роща», протянули МЦД, а близость к знаковым культурным точкам — театр «Сатирикон» или ВДНХ — формируют его новый, динамичный облик, сохраняя при этом уютную атмосферу зелёных переулков.

Проект «Парк скульптур MMOMA x MR» создается в коллаборации с Московским музеем современного искусства. В парке будут представлены работы современных художников разных поколений и направлений: Вадима Сидура, Саши Фроловой, Айдан Салаховой, Игоря Шелковского, Александра Повзнера, Бориса Черствого, Игоря Корнеева, Ольги и Олега Татаринцевых.

«Москва — это город, где живут люди разных возрастов, с разным восприятием искусства. Для кого-то ближе традиционные формы, кому-то интересны экспериментальные подходы. Важно, чтобы каждый нашел в этом пространстве что-то близкое. Таким образом, парк скульптур станет не просто местом прогулок, а зоной диалога между искусством и зрителями», — отмечает Василий Церетели.

Художники, чьи работы будут представлены в парке скульптур, хорошо известны в российской арт-индустрии — фактически именно они задают и определяют тренды. Работы Айдан Салаховой можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее, нью-йоркских галереях Faridek Cadot и Berman-E.N. Gallery, Московском музее современного искусства. Также в ММОМА неоднократно выставлялась художник-перформер Саша Фролова, а её Air Island, созданный специально для парка «Новая Голландия», многие помнят до сих пор. Участник биеннале «Манифеста» (2014), Триеннале российского современного искусства (2017) — Александр Повзнер, чьи персональные выставки проходили в галерее XL, Музее Вадима Сидура, в ЦСИ «Винзавод» и многих других не только российских, но и мировых площадках. Во многом благодаря статусу и уровню участников парк скульптур не воспринимается как очередная попытка интеграции современного искусства в жилой комплекс — это масштабный проект, который реализуется ради развития городского пространства.

Одним из главных объектов парка станет воссоздание скульптуры Вадима Сидура — выдающегося художника нонконформиста и модерниста. «Искусство должно вызывать дискуссию, быть интересным, острым и оставлять публику неравнодушной, в особенности, если мы говорим про уличные инсталляции, где происходит постоянное взаимодействие с огромным количеством людей. Проект абсолютно точно заслуживает внимания», — говорит Сергей Кузнецов.

Жилой комплекс премиум-класса MOD расположен в десяти минутах езды от Цветного бульвара и получасе от аэропорта Шереметьево. В конце 2025 года первые резиденты комплекса уже получили ключи. Квартал состоит из трех разноуровневых башен с фасадами из натурального камня, а также трех клубных домов с облицовкой из меди и латуни. Пентхаусы, занимающие шесть верхних этажей небоскребов, позволяют реализовать даже двухуровневые пространства — высота потолков здесь почти пять метров. Для резидентов комплекса предусмотрена вся необходимая инфраструктура: от ресторана и детского сада до фитнес-клуба с бассейном и джаз-гостиной. Отдыхать в MOD можно, гуляя по «воздушному» мосту или, например, играя в настольный теннис. Парк скульптур, созданный в коллаборации с Московским музеем современного искусства, — сердце комплекса.

Подготовила Ольга Обыденская

Реклама

ООО «Специализированный застройщик «Роща»

Проектная декларация размещена на наш.дом.рф

Обсудить на сайте