«Сегодня зритель насмотренный. Его уже просто светом не удивишь». Сергей Фадеев — о развитии публики, цифровых аватарах и воздушных инсталляциях на Signal
Какую роль играет Signal в формировании современной художественной и фестивальной культуры — в России и за ее пределами?
Signal — это много больше, чем музыкальный фестиваль. Проект объединяет различные формы музыки с современным искусством и архитектурой в уникальном природном контексте. Signal стал примером мультиформатного фестиваля, который вдохновляет и задает тон в России и за ее пределами. Мы работаем с разными форматами искусства: от ленд-арта и скульптуры до тотальных инсталляций и архитектурных сооружений, таких как сцены. Каждая сцена фестиваля — это уникальный проект, созданный специально для взаимодействия человека с музыкой и светом. Signal — это территория эксперимента, где важно не только слушать, но видеть, ощущать и проживать.
Как меняется восприятие паблик-арта и инсталляций со стороны зрителей за годы существования фестиваля?
В момент проведения первого фестиваля гости не имели ожиданий и были поражены столь масштабными инсталляциями. С годами их насмотренность, понимание, вкус развивались, и они стали ожидать большего. Мы со своей стороны каждый год стараемся удивлять, создаем коллаборации с художниками, раскрываем новые локации и форматы.
Вы вмешиваетесь в творческий процесс художников?
Это зависит от художника и проекта. Иногда мы полностью доверяем автору и не вмешиваемся в процесс. В других случаях подключаемся на этапе реализации, так как хорошо знаем особенности локации, ландшафта, технические нюансы работы на природе и можем помочь адаптировать идею.
Например, оформление главной сцены в 2020 году, когда бушевал ковид и нельзя было привезти иностранных артистов. Нам тогда вообще очень повезло. Кажется, нам, единственным в мире, разрешили проведение фестиваля. Sila Sveta готовили что-то вроде многослойного водопада за диджейкой, что должно было создать эффект объемной проекции. Я пришел к Саше Усу (креативный директор и сооснователь Sila Sveta — Прим. ред.) и спросил: а что, если мы, раз уж нельзя привезти артиста, сделаем его выступление по телемосту, где он будет видеть танцпол с помощью видеокамеры, а танцпол будет видеть его в виде голограммы? Это было довольно непросто технически, гораздо дороже, чем привезти артистов, но зато получился уникальный проект с дистанционным выступлением артистов на сцене.