Пир горой, джойстик из пня и фарфоровый космонавт: гид по выставке «Я иду искать!» в «Царицыно»
Современное искусство в традиционном музее
Музей-заповедник «Царицыно» был создан в 1984 году как музей декоративно-прикладного искусства, и по сегодняшний день здесь хранится обширная коллекция традиционного народного искусства. Выставка «Я иду искать!» исследует и выявляет связи, которые могли бы объединить традиционную культуру с современным искусством.
Как и прежде, жизнь каждого человека полна неизбежных перемен: смена дня и ночи, времен года, жизни и смерти. Но есть и то, что предполагает выбор: вступление в брак, выбор профессии. Все жизненные вехи судьбы издавна связаны с ритуалами или обрядами, цель которых — обеспечить безопасный переход из одного состояния в другое. Переходные моменты человеческой жизни — плодотворная почва для размышлений художников.
Экспозиция занимает девять залов, посвященных определенной теме: «Застолье», «Зима/лето», «Ночь/день», «Сон/явь/смерть», «Профессия», «Взросление», «Рождение», «Проводы» и «Свадьба». Если из первого зала выставки повернуть направо, то узнаешь все о переменах в жизни, которые не зависят от человека, а если налево — о самых важных точках личного выбора.
Оба пути сопровождают поговорки и пословицы, которые украшают стены выставочных залов. Среди них — как аутентичные, которые используют в повседневности, так и придуманные писательницей Евгенией Некрасовой, которая выстроила этот вербальный маршрут. Шрифты, специально созданные дизайн-студией holystick, подчеркивают особенности архитектуры и становятся еще одним произведением в экспозиции. Их дополняют рисунки художницы Ульяны Подкорытовой.
Выставка расположена в Хлебном доме, построенном по проекту Василия Баженова, одного из самых ярких архитекторов екатерининской эпохи. Ритм арочных проемов здания и сводчатые потолки стали графическим и архитектурным лейтмотивом экспозиции.
Застолье
Главные события жизни — от свадьбы до поминок — всегда сопровождаются застольем. Первый зал выставки встречает многоярусной инсталляцией «Пир-гора» от творческого союза «Планетянин». Она состоит из 165 деревянных скульптур-персонажей, собранных в жанровые сценки на пирамиде из праздничных столов. Стол в инсталляции — символ переходного обряда. Угощения незримы, но тем сильнее акцент на праздничном событии, где еда — лишь повод, а главное — общение, единство, взаимоотношения персонажей.
В диалог с инсталляцией современных художников вступает большая витрина с предметами из музейной коллекции — деревянными игрушками и произведениями народного и наивного искусства, которые также становятся участниками масштабного застолья. Дерево хранит импульс традиции и при этом активно используется современными художниками, так как дает ощущение ручной работы, тепла и «живой» фактуры.
«Направо пойдешь — на смерть набредешь!»
Путешествие по вечному циклу смены времен года начинается с первых залов. Здесь представлены работы художника Алексея Трегубова. Механический объект «Зима-лето» — картина, которая оживает: зима на ней плавно сменяется летом. Обычно на выставках движется посетитель, а произведение остается неподвижным. В театре же, наоборот, действие разворачивается перед статичным зрительским креслом. Трегубов объединяет выставочную и театральную практики, задавая импульс движения, казалось бы, самой традиционной картине — пейзажу в золоченой раме.
Триптих «День-ночь» в соседнем зале создан по авторской технике с двусторонним интерактивным изображением, где посетитель может самостоятельно комбинировать оба временных состояния. Пространство дня и ночи — метафора извечного цикла жизни, где свет и тьма ритмично сменяют друг друга в такт нашему существованию.
В последнем зале этого крыла — образ мастерской театрального художника в инсталляции «Спящая царевна, или Абонент недоступен» авторства Марии Трегубовой. 12 театральных макетов, столы, лампа, чашка с недопитым чаем, очки, стул, карандаш, обрезки картона создают довольно личное высказывание о размывании границ сна, яви и смерти. Особенность подхода Трегубовой — умение превращать пространство в многогранную историю, где каждый элемент несет смысловую нагрузку.