Лучшее за неделю
30 июля 2025 г., 14:38

Назад в будущее: мода на ретро в мире электрокаров

Читать на сайте

Ретро как глобальный тренд в 2020-х

По данным Ipsos Global Trends 2024, больше половины людей по всему миру хотели бы, чтобы их страна «была такой, как раньше». За этим стоит не столько тоска по конкретной эпохе, сколько попытка найти опору в прошлом, когда будущее кажется туманным. Это универсальная реакция на перегрузку информацией, изменяющиеся нормы и ускоренный технологический цикл.

Ностальгия вошла в тройку ключевых потребительских трендов 2025 года. Возврат к прошлому заметен везде: в моде, кино, интерьерах, устройствах. Крупнейшие мировые бренды активно используют образы прошлых десятилетий для создания эмоциональной связи с аудиторией. Компании воспроизводят знаковые модели или интегрируют узнаваемые элементы дизайна в современные продукты.

Яркий пример — Nintendo, которая в 2016 году выпустила NES Classic Edition, миниатюрную копию легендарной консоли 1985 года с 30 предустановленными играми. Туда вошли всем известные Super Mario и The Legend of Zelda. Устройство стало хитом продаж, несмотря на то что те же игры уже давно доступны в цифровом формате. Покупатели приобретали не просто игровую консоль, а виртуальный маркер эпохи.

В соцсетях ретро стало основой визуальной культуры. TikTok, Instagram* и Pinterest переполнены отсылками к 80-м, 90-м и 2000-м. Только хэштег #90s собрал свыше 8 миллиардов просмотров в социальных сетях. Эстетика кнопочных телефонов, кассет, ретро-автоматов с газировкой — все это возвращается как элемент стиля, а не только памяти.

Теперь этот тренд добрался и до транспорта. Причем в самой парадоксальной его форме — через электромобили. Несмотря на то, что они олицетворяют будущее, в дизайне все чаще цитируют прошлое. Визуальный язык 60-х и 70-х знаком даже тем, кто в те годы не жил. Узнаваемые линии, формы, пропорции — все это дает ощущение надежности, завершенности и уюта. Даже если внутри — электромотор и нейросеть.

Электромобили: от хай-тека к олдскулу

Электрокары ассоциируются с технологичностью, инновациями, полностью цифровыми интерфейсами и аэродинамическими формами, которые максимально отличаются от традиционных автомобилей.

Tesla Model S с ее революционным минималистичным интерьером и гигантским сенсорным экраном вместо традиционной приборной панели стала эталоном электромобиля будущего. BMW i3 с карбоновым кузовом, дверями, открывающимися против хода движения, и футуристичным дизайном салона закрепил образ электрокара как транспорта из научно-фантастических фильмов. Даже массовый Nissan Leaf с его обтекаемыми формами и характерной оптикой транслировал идею технологического прогресса и разрыва с автомобильными традициями прошлого.

Однако в последние годы ситуация кардинально изменилась. Автопроизводители начали активно экспериментировать с ретро-дизайном, создавая электромобили, которые визуально похожи на популярные модели 20 века. Этот подход позволяет сочетать передовые технологии с узнаваемой эстетикой, создавая продукты, которые одновременно инновационны и эмоционально близки потребителю.

Показательный пример такой эволюции — Hyundai Ioniq 5. Этот электрокроссовер получил дизайн в стиле 1980-х годов с характерными угловатыми формами, пиксельной светодиодной оптикой и минималистичными панелями кузова. Модель стала одним из самых узнаваемых и обсуждаемых электромобилей на рынке именно благодаря своему необычному для электрокара дизайну, который разрушает стереотипы о том, как должен выглядеть автомобиль будущего.

Три причины популярности ретро-дизайна

Переход к ретро-стилистике в сегменте электромобилей не случаен и обусловлен несколькими стратегическими факторами, которые определяют развитие индустрии.

Эмоции вместо хай-тека

Ретро-дизайн становится мощным инструментом для создания эмоциональной связи с потребителем. В отличие от технических характеристик, которые сложно оценить неспециалисту, дизайн воздействует на эмоции мгновенно. Покупатель приобретает не просто транспортное средство, а автомобиль, который напоминает ему о конкретном периоде жизни и эстетике определенной эпохи.

Примером успешного использования этого подхода может служить концепт электрокара от американского стартапа Dacora Motors. Компания сделала ставку на сочетание современных мощностей с узнаваемым ретро-дизайном, вдохновленным довоенными автомобилями класса люкс Duesenberg и Packard. Модель получила характерные элементы роскошных автомобилей 1930-х годов: удлиненный капот, хромированные детали, классические пропорции и изысканную отделку. Такой подход позволяет бренду позиционировать себя как производителя эксклюзивных автомобилей с уникальной историей и характером.

Способ выделиться

Рынок электромобилей стремительно развивается и становится все более насыщенным. Многие электрокары начинают походить друг на друга, поскольку дизайнеры используют схожие принципы: обтекаемые формы для улучшения аэродинамики, закрытые радиаторные решетки, специфические пропорции, обусловленные размещением батарей в полу автомобиля, и минималистичный интерьер салона.

Поэтому в условиях острой конкуренции ретро-дизайн становится эффективным способом выделиться среди конкурентов и привлечь внимание потенциальных покупателей. Такой автомобиль выделяется на парковке, в автосалоне или в рекламных материалах.

Китайский электромобиль ORA 03 демонстрирует в дизайне стиль автомобилей 1950-1960-х годов с их характерными округлыми формами, мягкими линиями и пропорциями. Такое решение позволяет ORA 03 заметно отличаться от большинства современных электрокаров и привлекать внимание именно своей непохожестью на стандартные решения в сегменте.

Ответ на культурный запрос и способ обновить бренд

Автопроизводители не могут игнорировать потребительские запросы и культурные тренды. Рост популярности ностальгии в массовой культуре заставляет компании пересматривать свои дизайнерские и маркетинговые стратегии и искать способы связать старое и новое.

Особенно актуально это для автомобильных брендов с богатой историей, которые могут использовать собственное наследие как конкурентное преимущество. Такие компании имеют в своем активе культовые модели прошлого, которые остались в памяти потребителей и могут быть переосмыслены в контексте современных технологий.

Французский производитель Renault возрождает культовую модель R5, сохранив узнаваемые черты оригинала 1970-х годов. Новый Renault 5 Electric наследует характерные пропорции, форму кузова и общую стилистику своего «прародителя», но получает современную электрическую силовую установку и цифровые технологии. Это позволяет бренду обратиться одновременно удовлетворить любопытство молодого поколения и сработать на ностальгии старшего.  

Аналогичную стратегию реализует итальянская компания Fiat с электрической версией легендарной модели 500e. Новый автомобиль повторяет дизайн классического Fiat 500 образца 1957 года, но адаптированный для современных требований безопасности, эргономики и экологичности. 

Для таких возрастных брендов как Renault и Fiat запуск ретро-моделей становится шансом обновить имидж, привлечь внимание медиа и выйти на новые сегменты аудитории, не теряя при этом связи с собственной историей и традициями.

Будущее ретро: мода или новая норма?

На сегодняшний день нет статистики, которая бы напрямую подтверждала высокий спрос на электромобили в стиле ретро. Ни один крупный рынок пока не фиксирует значительных долей продаж таких моделей. Большинство ретро-электрокаров выходят ограниченными сериями или как часть имиджевых кампаний — это касается и Renault 5 Electric, и Fiat 500e, и даже более массового Hyundai Ioniq 5.

Скорее всего, ретро-стилистика сохранится как актив в портфеле брендов. Она позволит выделяться, общаться с аудиторией на эмоциональном уровне и перезапускать знаковые модели. Но это останется частью ниши. Массовый рынок, особенно в недорогом сегменте, по-прежнему будет тяготеть к функциональности и оптимизации.

Ретро-дизайн в электромобилях, вероятно, найдет свое место среди покупателей, которые ценят индивидуальность, эмоциональную составляющую покупки и готовы платить экстра за уникальный дизайн. Такие модели могут стать особенно популярными среди коллекционеров, автомобильных энтузиастов и потребителей, для которых машина — это не только средство передвижения, но и способ самовыражения.

* Instagram — социальная сеть принадлежит компании Meta,  запрещенной в России экстремистской организации

Обсудить на сайте