Лучшее за неделю
26 июля 2025 г., 10:10

Шинейд О’Коннор: знаменитые коллаборации великой певицы

Читать на сайте

Шинейд О’Коннор обладала одним из самых уникальных голосов, которые появлялись на мировой музыкальной поп-сцене за последние лет сорок. Чтобы убедиться в этом, достаточно послушать ее знаменитые синглы Troy, Fire on Babylon и, конечно, незабвенную Nothing Compares 2 U. Но так сложилась артистическая судьба певицы, что одни из самых сильных номеров в ее впечатляющем бэк-каталоге — это совместные работы с другими исполнителями. Очень многие, особенно в 1990-е, хотели, чтобы голос Шинейд звучал на их альбомах. Записываться с О’Коннор любили все — от ирландских фолк-икон и американских кантри-легенд до многочисленных трип-хоп-проектов. На счету великой артистки совместные работы с U2, Питером Гэбриелом, Massive Attack, Моби, Asian Dub Foundation, Ианом Брауном из The Stone Roses, режиссером Энтони Мингеллой, чью песню Lullaby for Cain она записала для фильма «Талантливый мистер Рипли», и многими другими. В 2005 году вышел сборник Collaborations, где можно найти большую часть всего этого.

У Шинейд О’Коннор был врожденный талант делать любую песню лучше, даже слегка добавив к ней свой бэк-вокал. А вот если артистка оказывалась в центре композиции, происходило настоящее волшебство.

Эдж и Шинейд О’Коннор — Heroine (1986)

Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.

Шинейд О’Коннор еще только начинала свой путь на ирландской инди-сцене и недавно подписала контракт с лейблом, когда гитарист U2 Эдж пригласил ее исполнить вокальную партию в песне Heroine — главной теме к фильму Пола Майерсберга «Пленница», над саундтреком к которому он работал вместе с Майклом Бруком. Несмотря на то, что юная бунтарка Шинейд в то время недолюбливала U2 (на ее взгляд, они были «слишком напыщенными»), она согласилась. Более того — стала соавтором текста песни. Без ее захватывающего дух голоса Heroine была бы совсем другой.

Питер Гэбриел и Шинейд О’Коннор — Blood of Eden (1992)

Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.

Питер Гэбриел познакомился с Шинейд О’Коннор в 1990 году на концерте, организованном Amnesty International в Сантьяго, Чили, по случаю падения режима Пиночета. Певица не только отыграла собственный сет, но и присоединилась на сцене к Гэбриелу, чтобы исполнить партию Кейт Буш в песне Don’t Give Up. Прямо во время живого выступления между исполнителями обнаружилась мгновенная химия, и Гэбриел пригласил О’Коннор участвовать в записи его следующего альбома Us. В результате этих студийных сессий было записано два трека с участием певицы — открывающий пластинку Come Talk to Me и Blood of Eden. Последний впоследствии был выпущен как отдельный сингл и стал, пожалуй, самым известным треком с альбома — во многом благодаря неземному вокалу О’Коннор.

Вилли Нельсон и Шинейд О’Коннор — Don’t Give Up (1993)

Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.

Шинейд О’Коннор вновь вернулась к песне Питера Гэбриела Don’t Give Up спустя три года после того, как исполнила ее на сцене вживую с автором. В 1993 году кантри-легенда Вилли Нельсон позвал певицу записать кавер-версию хита специально для своего сорокового (!) альбома Across the Borderline. На этой пластинке засветилось много звездных гостей — Боб Дилан, Пол Саймон, Дэвид Кросби, Бонни Райт и Крис Кристофферсон, — но именно дуэт с О’Коннор стал гвоздем программы. Нельсон превратил нежный арт-рок-номер Гэбриэла в проникновенную кантри-балладу, которая становится по-настоящему захватывающей и легко может пробрать до слез, когда вступает О’Коннор — в одной фразе певица умудряется быть одновременно невероятно хрупкой и в то же время сильной и властной.

Важно отметить, что в 1993 году Шинейд О’Коннор была тотально закэнселенной: из-за громкого скандала с разрыванием фотографии Папы Римского в прямом эфире шоу Saturday Night Live певица превратилась в США в персону нон грата. Решение пригласить певицу для дуэта многое говорит о Вилли Нельсоне. Также как и его друг Крис Кристофферсон, который поддержал О’Коннор, когда ее прямо во время нью-йоркского концерта освистывала разгневанная ее поступком толпа, Нельсон плевать хотел на общественное мнение и с радостью готов был поддержать собрата-бунтаря, не угодившего общепринятым нормам.

Шинейд О’Коннор — You Made Me the Thief of Your Heart (1994)

Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.

Композиция специально написана фронтменом U2 Боно для финальных титров ирландской политической драмы «Во имя отца» с Дэниэлом Дэй-Льюисом в главной роли. Соавтором песни значится близкий друг Боно Гэвин Фрайдей, основатель постпанк-группы The Virgin Prunes, а продюсером — Тим Сайменон из Bomb the Bass, с которыми Шинейд О’Коннор через год тоже запишет совместный трек — Empire.

По звуку You Made Me the Thief of Your Heart — это типичная для своего времени трип-хоп-баллада, главное достоинство которой заключается в том, что она написана специально для О’Коннор и изящно подчеркивает все главные таланты певицы. Сингл, на обложке которого изображена Шинейд со своим фирменным суровым взглядом на фоне не менее сурового взгляда Дэниэла Дэй-Льюиса, стал самым большим хитом певицы со времен ее культового альбома «I Do Not Want What I Haven’t Got».

«Породистая коллаборация! — восхищался автор New Musical Express. — О’Коннор превзошла себя и будто физически проживает песню, попутно зализывая старые раны». «Я просто вынул топор из затылка, и все пошло как по маслу», — вспоминал Боно процесс работы с О’Коннор, которая когда-то была одним из главных критиков всего, что касается деятельности группы U2.

U2 и Шинейд О’Коннор  — I'm Not Your Baby (1997)

Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.

Удивительно, но на предыдущей песне история сотрудничества О’Коннор и Боно не завершилась. Через три года певица вместе с U2 записала песню I'm Not Your Baby специально для фильма Вима Вендерса «Конец насилия». Трек начинается с пения птиц, журчания ручья и фразы «Какой сегодня прекрасный день», но зловещий шепот, с которым Боно и Шинед пропевают текст, намекает на обратное. Постепенно голос О’Коннор заметно усиливается. «Завязывай с поэзией, давай вдарим по главной артерии», — поет певица. По словам Боно, I'm Not Your Baby — это песня о разного рода зависимостях — от отношений, секса, наркотиков.

Трек был записан во время студийных сессий для альбома U2 Pop, но на саму пластинку не попал — к сожалению многих фанатов группы. «Решение не включать I'm Not Your Baby в Pop прокляло этот альбом, — считают особенно эмоциональные фанаты. — Ведь на двух предыдущих лонгплеях U2 из 1990-х обязательно присутствовала песня, написанная специально для фильмов Вендерса».

Шинейд О’Коннор — Lullaby for Cain (из саундтрека к фильму «Талантливый мистер Рипли») (1999)

Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.

Сотрудничество с миром кино О’Коннор продолжила в 1999 году. Специально для саундтрека фильма Энтони Мингеллы «Талантливый мистер Рипли» певица исполнила роскошную и душераздирающую «Балладу для Каина», написанную самим режиссером вместе с композитором Габриэлем Яредом. В тексте песни рассказывается история Каина, убившего из зависти своего брата Авеля. Причем рассказчиком является мать братьев — Ева. Режиссер-перфекционист трепетно следил за каждым этапом производства «Талантливого мистера Рипли», который признан многими идеальной экранизацией знаменитого одноименного романа Патриции Хайсмит, и особое внимание уделил саундтреку. Именно он придумал переделать Дики Гринлифа в потрясающем исполнении Джуда Лоу из художника-любителя в ценителя джаза, от чего картина невероятно выиграла.

Примечательно, что в прошлогодней нетфликсовской экранизации романа, «Рипли», тоже без Шинейд О’Коннор не обошлось. В четвертом эпизоде, когда Рипли в исполнении Эндрю Скотта прогуливается по рождественскому Риму, звучит проникновенная версия рождественского гимна “Silent Night” в исполнении О’Коннор. Мы слышим композицию в тот момент, когда герой пристально разглядывает картину Караваджо «Давид с головой Голиафа». Произведение, посвященное, помимо прочего, теме неразделенной любви, является двойным автопортретом, на котором юный Караваджо держит голову взрослого. Таким визуальным способом, очевидно, передается привет «Балладе для Каина» и теме убийства кого-то близкого.

Afro Celt Sound System и Шинейд О’Коннор — Release (1999)

Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.

Всю свою карьеру Шинейд О’Коннор активно сотрудничала с самыми разными музыкантами, но самой идеальной ее коллаборацией хочется назвать песню Release, записанную певицей совместно с группой Afro Celt Sound System. Дело в том, что в своей музыке этот коллектив совмещает две особенно часто встречающиеся в творчестве самой артистки составляющие — традиционную африканскую и кельтскую музыку. Автобиографическая и очень личная песня, написанная Шинейд совместно с участниками группы, посвящена клавишнику Afro Celt Sound System, который умер от приступа астмы в 27 лет. Это композиция о переживании утраты. «Я никуда не ушла, просто покинула свое тело», — поет Шинейд.

Моби и Шинейд О’Коннор — Harbour (2002)

Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.

Умиротворяющая «Harbour», украшенная вокалом Шинейд О’Коннор, добиралась до слушателей целых восемнадцать лет. Дело в том, что Моби написал эту композицию еще в 1984 году, когда ему было всего девятнадцать лет и он еще был весьма далек от того, чтобы стать всемирно известным техно-буддистом, веганом и защитником прав животных. О’Коннор была поражена, узнав, что песня намного старше — она думала, текст написан после 11 сентября. Альбом Моби «18», в который вошел этот трек, записывался как раз в то время. Певица боялась лететь в Нью-Йорк и в итоге записала вокал в Лондоне.

Massive Attack ft Sinéad O’Connor — Special Cases (2003)

Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.

Поработав с такими видными вокалистками своего поколения, как Элизабет Фрейзер из Cocteau Twins и Трейси Торн из Everything But The Girl, трип-хоп-гиганты Massive Attack логично переключили свое внимание на Шинейд О’Коннор. Вокал певицы можно услышать в трех треках с их недооцененного альбома 100th Window 2003 года — What Your Soul Sings, A Prayer for England и Special Cases. Последняя композиция была выпущена отдельным синглом и впоследствии стала их самым успешным релизом со времен культовой «Teardrop».

«Работать с человеком, которому ты полностью доверяешь и безоговорочно веришь — это настоящее счастье и удача, — говорил позже идеолог Massive Attack Роберт Дель Ная в комментариях к альбому 100th Window. — Весь процесс создания “Special Cases” занял не больше суток — все было просто и легко». Певица традиционно также выступила соавтором всех трех песен, где звучит ее вокал.

«Потрясены, — написала группа в день смерти Шинейд О’Коннор. — Мы стали свидетелями ее голоса в студии. В процессе каждый замирал и ронял свои инструменты во время саундчека. Огонь, горевший в ее глазах, давал тебе понять, что ее активизм был естественным порывом ее души, а не политическим жестом».

Автор: Роман Дранников

Обсудить на сайте