Лучшее за неделю
19 августа 2025 г., 11:53

Зачем бизнес-центру «Внезапный оазис» — интервью с куратором выставки Дарьей Эпин

Читать на сайте

Как пространство ВЭБ Центра повлияло на выставку «Внезапный оазис»?

Когда делаешь выставку не в галерее, а, например, в атриуме бизнес-центра, нужно думать не только об архитектуре. Важно всё: как падает свет, где находится проводка, кто будет зрителем и каким путём он пойдёт по выставке. ВЭБ Центр — это открытый для всех зал, куда приходят самые разные люди. К тому же искусство здесь рассматривают и с первого этажа, и с балконов сверху.

Здесь особенная архитектура, и я решила не спорить с ней, а наоборот — выделить арт-объекты на её фоне. Так появились цветные «лужи»-подиумы для скульптур и яркие стенды. Благодаря этому искусство не потерялось в большом и шумном пространстве.

И конечно, хотелось создать вау-эффект. Гигантские скульптуры Ивана Горшкова преобразили всё пространство. При этом мы использовали материалы, которые перекликаются с архитектурой Центра: металл, глянцевые поверхности, отражения. А ещё получилось задействовать огромные потолки атриума: живопись Юлии Староверовой на таффете взмыла под этот потолок, как тонкие паруса. Мне хотелось, чтобы искусство здесь будто обнимало зрителя, чтобы с ним было комфортно и интересно находиться рядом.

Какие темы объединяют работы на выставке? Почему вы выбрали именно этих художников?

Мне захотелось поговорить о природе, которую мы почти не замечаем в городе. И провести параллель с нашими эмоциями, которые мы тоже часто прячем в повседневной суете. Все художники так или иначе работают с этими темами: с памятью, мечтой, поиском гармонии и своего идеального мира — утопии.

В описании выставки говорится о диалоге технологий и природы, о мечте сбежать от реальности. Как это показано в работах?

Многие художники на выставке используют биомимикрию — то есть подражают формам и структурам из живой природы.

Например, на огромном экране распускаются цифровые цветы Кристины Сидоровой: это ИИ-мутанты, похожие на гибриды фантастических растений, с их завораживающей пластикой.

Керамика Бориса Макарова тоже напоминает органику — в его чувственных объектах угадываются природные формы. Художник будто консервирует эти «ископаемые» в искусстве и так напоминает о скоротечности времени.

Работы Ивана Горшкова невозможно трактовать однозначно. Они захватывают внимание, будят воображение и вызывают массу ассоциаций: в них можно увидеть и городские, и природные мотивы, и цифровые текстуры, и следы ручной работы. Глядя на них, хочется отключить логику и просто фантазировать.

Игорь Самолет в своей «Клумбе» соединяет текстиль, живые цветы и даже пластиковые бутылки — все элементы городской экосистемы сплетаются в один образ.

У Кати Исаевой — ироничные отсылки к райским сюжетам, которые она переворачивает с ног на голову. А у Любови Ремизовой — сад из металлических цветов, застывших в своих же отражениях.

Металлические птицы Галины Агафоновой никогда не улетят, но в их полированной поверхности отражается небо, о котором они мечтают. А стальной фонтан Вильгения Мельникова никогда не сможет утолить жажду.

Особую роль играет флористика, которую создала художница Юлия Староверова. Она смешивает сухоцветы и искусственные растения, и получается какая-то инопланетная ботаника на стыке живого и неживого.

Как, по-вашему, современное искусство меняет городскую среду?

Искусство может не просто украсить город, а изменить само его восприятие. Оно заставляет посмотреть на знакомые места по-новому, вызывает другие эмоции и ассоциации. Привычная среда становится более живой, подвижной, её можно считывать по-разному.

Такие проекты, как наш, меняют ритм города: люди сталкиваются с искусством не в музее, а по пути на работу, у них появляются новые маршруты, а сами работы становятся фоном для личных историй и фотографий.

Вы уже видели реакцию зрителей? Что-то особенно запомнилось?

Многие говорят, что удивлены и восхищены тем, как преобразилось пространство, какими монументальными здесь кажутся объекты. Очень хвалят керамику Элины Марусовой и Бориса Макарова, которую мы показали впервые. А «Сад забвений» Любови Ремизовой стал самой фотографируемой работой на выставке. И конечно, люди рады снова видеть знаковые работы Горшкова, Самолета и Исаевой.

С какими сложностями вы сталкиваетесь, когда создаёте выставку для публичного пространства?

Главная сложность — вписать искусство в архитектуру так, чтобы оно не спорило с ней, но и не терялось на её фоне. Нужно придумать не просто концепцию, а целую историю, которая будет понятна в этом конкретном месте. К тому же в открытых залах, как здесь, зритель может зайти с любой стороны. Значит, выставка должна быть интересна и с общего плана, «сверху», и при близком рассмотрении каждой детали.

Важно, чтобы зрителя что-то цепляло сразу — эмоция, яркий образ, — но при этом он мог постепенно открывать для себя новые смыслы. Нужен баланс между простотой и глубиной. Проект не должен быть просто аттракционом, он должен о чём-то говорить и оставаться интересным спустя время.

Какие тенденции в современном искусстве вам кажутся сейчас главными?

Сейчас очень актуально, когда художники говорят о больших идеях, о «мета-нарративах», но используют для этого ручные, традиционные техники. Текстиль и металл — сегодня это главные материалы для разговора о памяти, культуре и мифах. Из молодых авторов, кто ярко работает в этом направлении, я бы назвала Артёма Ляпина, Людмилу Баронину, Зухру Салахову, Кристину Пашкову, Надю Петрову, Милену Стрелкову, Полину Шилкините.

Что вы ждёте от ярмарки Cosmoscow 2025?

Жду ещё больше проектов, где традиции будут переплетаться с экспериментом, а сам материал работы будет усиливать её идею. Но уверена, что главными хитами ярмарки станут стенд галереи MYTH с группой ПРОВМЫЗА, которую объявили «Художниками года», а также стенд PA Gallery с проектами Анны Желудь, которая так рано ушла от нас.

Какие у вас планы после этой выставки?

Сейчас я курирую очень красивый стенд на ярмарке Cosmoscow, но расскажу о нём чуть позже. Также готовлю конкурс на большую паблик-арт скульптуру, он стартует поздней осенью.

Но главный мой интерес — исследование. Мы с галереей «Буксир» готовим второй заезд арт-резиденции в Липецкую область. Первый прошёл с большим успехом: например, Владимир Абих создал потрясающие работы с елецкими кружевами, а Анастасия Антипова — с Музеем елецкой рояльной гармоники. Сейчас мы ищем инвестиции, чтобы создать постоянную резиденцию в Ельце. Хочется копать глубже и работать не только в столице.

Беседовала Наташа Алехина

Обсудить на сайте