От повара до звезды электронной музыки: кто такой Пол Окенфолд и почему он легенда
Юность и знакомство с музыкой
Пол Марк Окенфолд родился 30 августа 1963 года на окраине Лондона, окончил школу-академию архиепископа Ланфранка и четыре года учился на повара. Тогда он и не мыслил о музыке, альбомах и мировых турне. И уж тем более не предполагал, что в 2025 году в качестве диджея с мировым именем окажется в Москве. К слову, вполне вероятно, что этот мировой тур может стать одним из заключительных в карьере 61-летнего британца.
«Пол Окенфолд — один из примеров того, как один человек может оказать колоссальное влияние на популяризацию целого жанра. Десятки коллабораций с совершенно разными именитыми артистами дали мощный толчок для коммерческого успеха электронной музыки. Так что мы очень рады, что выступление Пола пройдёт в Москве и поддерживаем этот визит от лица “Яндекс Афиши”», — говорит Ксения Болецкая, директор по взаимодействию с индустрией в компании «Яндекс».
Первым местом работы Пола Окенфолда стал клуб «Армии и флота», куда в основном ходили британские офицеры и где молодой человек работал поваром. Всё, что в тот момент его связывало с музыкой, — бесконечное прослушивание пластинок The Beatles, на которых, как рассказывал сам Пол, он вырос. Первым осознанным шагом к пути диджея стала помощь другу Тревору Фангу, с которым они ставили соул-музыку в одном из винных баров Лондона. Позднее, в 1981 году, восемнадцатилетний Пол со своим приятелем Иэном Полом перебрался в Нью-Йорк. Там Окенфолд подрабатывал курьером и ходил во все места, где играла музыка. Очевидно, что попасть на более-менее приличные мероприятия было возможно, только предъявив ID или оказавшись в списках на вход. Ни того, ни другого друзья не могли сделать. Поэтому ничего лучше, чем прикинуться английскими журналистами с фейковым ID для прохода в культовый клуб Studio 54, им не пришло в голову. В ту ночь там выступал Боб Марли, а их ложь зашла так далеко, что менеджеры звезды подумали: помимо входа в клуб «юным британским журналистам» будет интересно взять у артиста интервью. Так и случилось. Представившись музыкальными критиками из NME и Melody Maker, едва достигшие совершеннолетия Пол и Иэн провели вечер за разговорами с Бобом Марли.
Начало карьеры
Вернувшись в Лондон, Пол пробовал работать A&R-менеджером в одном из лейблов, был промоутером для шоу Beastie Boys и Run-D.M.C., вёл музыкальную колонку в журнале. Параллельно с этим он пробовал себя во всех сферах диджеинга: продюсировал артистов, делал ремиксы и, наконец, сам ставил пластинки — соул и джаз — в клубе Project. В 1987 году Пол отправился на Ибицу, где работал его давний друг Тревор Фанг. Из этой поездки он увёз balearic — жанр-микс из хаус-, поп-, соул- и диско-музыки. Смешав его с зарождающейся транс-музыкой, Окенфолд создал свой неповторимый стиль как диджей. Многие музыкальные критики считают, что именно он популяризировал транс, выведя его в топ электроники. В 1988 году музыкант открыл собственный клуб в Лондоне — Future, который быстро стал оплотом андеграундного направления эйсид-хаус (позже он сменил название на Spectrum).
Первые успехи
В 1989-м Пол вместе со Стивом Осборном продюсировал альбом британской рок-группы Happy Mondays и сделал ремикс на трек Wrote For Luck. Пластинка заняла первое место в британском чарте, а ремикс ознаменовал новую эйсид-эпоху в электронной музыке. За работу над альбомом Пол вместе со Стивом получил первую серьёзную награду — «Лучшие продюсеры» по версии BRIT Awards. У Пола было необыкновенное чувство потенциала: он сотрудничал с теми, кто, по его мнению, был в шаге от того, чтобы стать популярным. Визионерство в электронике перетекло и в музыкальный бизнес. Ремиксы занимали высокие позиции в чартах, а на альбомы, которые он продюсировал, обращали внимание. Например, упомянутую выше пластинку группы Happy Mondays британское музыкальное издание NME оценило на 9 из 10 баллов, назвав её «потрясающей работой, которая бросила вызов остальным бэндам».
Переезд в США и всемирная слава
После первого успеха на BRIT Awards Окенфолд начал заниматься ремиксами для артистов, чьи имена зазвучали в разы громче благодаря его продюсерскому чутью: Snoop Dogg, Бьорк, U2, Rolling Stones и другие. Работа над треками два года подряд — в 1998 и 1999 годах — принесла ему звание диджея № 1 в мире по версии DJ Magazine. Более того, в 1999-м имя Окенфолда как самого успешного диджея в мире появилось в Книге рекордов Гиннесса. А пиком его достижений стал первый в истории британского фестиваля Glastonbury диджей-сет на главной сцене перед 90 000 слушателей.
В нулевые Пол переехал в США, но перед отъездом открыл лейбл Perfecto в Великобритании, который до сих пор помогает молодым артистам построить карьеру в музыкальной индустрии. В США Окенфолд записывал сеты, делал ремиксы Майкла Джексона, группы Massive Attack, The Cure. Кроме этого, работал в Голливуде, где писал саундтреки к блокбастерам: «Планета обезьян», «Матрица: Перезагрузка», «Умри, но не сейчас», а его собственная музыка использовалась в картинах «Громобой», «Идентификация Борна» и «Соучастник».
Дальше — всё как в ускоренной перемотке. Первый и самый успешный сольный альбом Bunkka в 2002 году — более миллиона проданных копий. Участие в турах Мадонны и Moby в 2004 году. Работа над саундтреками к популярным играм, в том числе футбольному симулятору FIFA. Выступление на Великой Китайской стене (2001). Второй сольный альбом A Lively Mind (2006), в записи которого поучаствовали актриса Бриттани Мёрфи и один из самых известных и влиятельных хип-хоп-артистов и продюсеров — Фаррелл Уильямс. В том же 2006 году артист впервые приехал в Россию в рамках гастролей Мадонны. Концерт прошёл в московских Лужниках и собрал более 50 000 человек.
Поздние работы и наши дни
В период с 2005 по 2010 год Пол Окенфолд трижды номинировался на «Грэмми»: первый раз — за компиляцию своих диджей-сетов, во второй — за свой альбом A Lively Mind, в третий — за работу над синглом Мадонны и Демасио Кастельона Celebration.
С того момента Пол выпустил ещё два альбома — Trans Mission (2014) и Shine On (2022). С 2015 года артист возглавляет отдел диджеев и EDM-вокалистов в международной программе поиска и развития талантов Isina. Также у Пола остаётся тяга к выступлениям в необычных местах — после упомянутого сета на Великой Китайской стене он сыграл в лесу Ушуайя в Аргентине (2011), на вершине горы Эверест (2017), в Стоунхендже (2018) и Madison Square Garden в Нью-Йорке (2022). Сегодня артист продолжает путешествовать, играть диджей-сеты и выступать со звёздными исполнителями в турах, например в 2022 году в рамках гастролей Pet Shop Boys и New Order — Unity Tour.
Автор: Марк Фомин