Лучшее за неделю
2 сентября 2025 г., 13:00

Чуковский. Версия для взрослых. Большое интервью с режиссером Саввой Савельевым

Читать на сайте

Неизбежный первый вопрос: помните ли вы, как познакомились со сказками Чуковского?

Нет. Можно вспомнить, когда прочел «Вишневый сад» или «Преступление и наказание», а вот строчки Чуковского с нами как будто всю жизнь с молоком матери, с самого раннего-раннего детства. Если разбудить русскоговорящего человека посреди ночи, часа так в три, и сказать: «Ехали медведи…», то он тут же продолжит: «...на велосипеде». Поэтому я просто помню книжку с прекрасными иллюстрациями Конашевича: все эти гигантские бабочки, которые море тушат, и крокодил, который барбоса сжирает и у него из пасти хвост собачий торчит…

Надо сказать, что Чуковский привил мне (и, наверное, многим другим) веру в какой-то сюр, который присутствует в нашей жизни, веру в силу абсурда привнес. Например, историки кинематографа и литературы долго выясняли, что было первым Кинг-Конг, который тащит блондинку на вершину Empire State Building, или чуковская «Дикая Горилла», которая «Лялю утащила» и «Выше, выше, выше, / Вот она на крыше». В какой-то степени Чуковский предвосхитил Кинг-Конга и снабдил Голливуд яркими и запоминающимися образами. Поэтому Чуковского вокруг нас много, и как он появился в нашей жизни, мы не помним. Наверное, это прекрасно.

В таком случае вы наверняка помните, когда впервые заинтересовались личностью и биографией человека, который все это придумал.

Мне уже было за 30, когда я начал изучать, что же собой представляет Николай Корнейчуков. Наш спектакль в том числе про то, как человек становится заложником клишированого представления о себе, дальше которого большинство людей идти не хочет. Всем кажется: «Ну что, мы не знаем, кто такой сказочник Корней Иванович Чуковский, который был добрым и веселым, с детьми водил хоровод вокруг костра в Переделкине?» За этим фасадом скрывается долгая и очень насыщенная, а местами трагичная жизнь человека. И факты, которые начали мне открываться, конечно, удивляют, восхищают, страшат местами. Мне захотелось поделиться этими не общеизвестными (хотя и общедоступными) фактами, поэтому сначала появилась пьеса «Чуковский», и вот из нее потихонечку вырастает спектакль.

Что ужаснуло вас больше всего в его биографии?

Утрата детей наверное, самое больное, что Чуковский пережил. Но помимо семейной драмы, повторюсь, трагедия – быть заложником того образа, который тебе приписан и навязан. Жить внутри образа и при этом заниматься литературой, переводами, серьезными исследованиями творчества Чехова, Некрасова – и быть в этом качестве невостребованным. Для человека его профессии это, конечно, удар. 

Когда-то ты написал несколько сказок. Кроме этих сказок людям от тебя ничего не нужно, а ты можешь еще что-то, и ты что-то делаешь, живешь этими темами взрослыми, большими, серьезными… Но это никому не интересно, кроме тебя самого. 

Его это не останавливало…

Надо отдать должное Корнею Ивановичу, он остался верен себе. Можно только восхищаться его трудолюбием: Чуковский всю жизнь страдал бессонницей, просыпался в пять утра, садился за письменный стол и начинал работать. Семья должна была ходить на цыпочках, чтобы его не беспокоить. У человека было счастье, ведь он знал, что дает ему силы и для чего он живет. 

«Моя жизнь, как он говорил, состоит из детей и поэтов». Великого американского поэта Уолта Уитмена Чуковский переводил и переводил почти 70 лет. Любовь Чуковского к поэзии Уитмена продиктована совпадениями с его собственным творчеством: обоим свойственно восприятие мира как большого открытого космического звездного пространства. В сказках Чуковский тоже создает целые миры может быть, поэтому они так «выстрелили»?

Так вот он исследовал писателей, а сказки составляют сколько там? десять процентов всего, что Чуковским написано. Остальное материал, не имеющий к детской литературе никакого отношения. Трагедия жизни в том, что на человека навешивается ярлык и дальше этого ярлыка он интересен очень малому количеству людей. Что и случилось с Корнеем Ивановичем.

В самые отчаянные и безнадежные минуты Чуковский усаживает себя за письменный стол и работает по 12 часов в день, как в 1922 году. На ваш взгляд, как ему это удавалось на фоне голода и болезней?

А у кого в чем спасение: кто-то берется за бутылку, а Чуковский не пил и успокоение находил только в работе с текстом. В ночь, когда его жена должна рожать, Корней Иванович, чтобы успокоиться немного, садится за труд о Некрасове. 

Или умирает сын Николай и Чуковский переводит Уитмена. Для него литература была убежищем, спасительным ковчегом, в который всегда можно прыгнуть, и любые наводнения и катаклизмы оставались где-то в параллельном мире. 

Вот вопрос: что для Чуковского было реальностью жизнь, в которой мы живем, или именно книги? Думаю, что Чуковский прожил так долго (родился в 1882-м, умер в 1969-м, то есть на его веку пошли поезда, сменилась власть, появились телефон и телевизор, человек в космос полетел) благодаря литературе, ставшей для него самым настоящим лекарством и эликсиром жизни. 

В мемуарном очерке «Белый волк» Евгений Шварц, бывший литературным секретарем Чуковского, вспоминает о Корнее Ивановиче как о человеке язвительном и мрачном, не любящем ничего, кроме литературы. Каков ваш Чуковский говоря словами его дочери Мурочки об Айболите: «А он добрый?»

А что его должно было интересовать? Купить новый «москвич», встать в очередь за холодильником, раздобыть ковер на стену? Какого рода интересы должны быть у человека, который нашел свое призвание и остался верен ему? Когда человек занимается делом, связанным с литературой, он работает с будущим, ведет диалог с вечностью. 

Мне кажется, что Чуковский правильно прожил: дал жизнь четырем прекрасным детям, подарил счастье миллионам детей и до сих пор продолжает дарить (суммарный тираж всех книг Чуковского превышает суммарный тираж Пушкина и Библии на русском языке). О чем еще может мечтать писатель и поэт? О продаже биткоинов, о подписчиках в соцсетях? Чуковский всю шелуху отсеял. 

У Шварца дан, мне кажется, классный образ образ человека, который живет своей повесткой. Это очень важно для творческой личности: определить и очертить персональную повестку, а не впадать в повестку, которая кем-то ему предлагается. Только так просто гнешь свою линию можно войти в историю, чего-то великого достичь. 

Поэт и критик Арсений Анненков пишет, что Чуковский «за свои 87 лет прожил как минимум девять жизней, и в каждой из них была своя Россия: царская, предреволюционная, революционная, послереволюционная, предвоенная, военная, послевоенная, оттепельная и предзастойная». Какая из этих жизней Чуковского кажется вам самой занимательной?

Я увлечен именно 1920-ми годами: у Чуковского это бурлящий поток событий и людей. Все эти заседания, собрания, комитеты по формированию облика литературы, попытки помочь молодым-талантливым поэтам и писателям… Мы видим, что Чуковский не плывущий на льдине философ «над схваткой», но человек высочайшей социальной ответственности, который занимается полезными делами и при этом умудряется содержать семью. 

Собственно, в эти двадцатые годы все сказки и были написаны. Чуковский выступал с лекциями, чтобы хотя бы на дрова и суп из голов селедок заработать, – и ведь на эти лекции приходят, несмотря на весь кошмар вокруг. Как бы пошло ни прозвучало, духовная пища людям нужна всегда: она приподнимает над суетой и вселяет надежду, веру в победу света над тьмой. Чуковский своего рода Данко, который вырывает сердце, и свет от этого сердца ведет людей. 

В анонсе спектакля Чуковский назван «другом Маяковского», хотя известно, что отношения между литераторами складывались тяжело. Что, на ваш взгляд,  Чуковский нашел в «нахальном и едком» юноше?

Их сблизил тот же Уитмен. При первом знакомстве Маяковский и Чуковский гуляли три часа, и «едкий юноша» спрашивал, как американский поэт одевался, что думал о том, об этом… У Чуковского был особый дар: он чувствовал таланты, и Маяковский попал в сферу этого дара. Наверное, можно все-таки сказать, что Чуковский считал Маяковского своим другом, соратником, единомышленником по перу, братом по поэзии. Иногда я слышу ошибочные мнения: «Ой, да они были практически как братья!» Это, конечно же, не так. Но то, что между ними была сильная связь, что Чуковский видел в Маяковском одареннейшего поэта и всячески способствовал его продвижению, – факт.

Что стоит прочесть тем, кто заинтересуется личностью Чуковского и захочет подготовиться к спектаклю?

Советую всем (даже не для подготовки к спектаклю, а ради расширения кругозора и обретения каких-то дополнительных смыслов собственной жизни) почитать двухтомник дневников Чуковского. Это XX век как он есть: со всеми своими противоречиями, жестокостью и нежностью. И замечательная «Чукоккала» иллюстрированный альманах, где каких только фамилий нет. Этого вполне может быть достаточно, чтобы увидеть в Чуковском не только доброго сказочника, но и большого человека.

С Данилой Козловским вы работаете не впервые, но в ваших предыдущих совместных спектаклях актер выступал от своего лица и к тому же был единственным человеком на сцене. Почему именно Козловский был выбран на роль Корнея Ивановича?

Было большое желание продолжить с Даней работу это всегда увлекательно. У Данилы с его опытом мне есть чему поучиться: не буду выдавать спойлеры, но, кажется, он не делал раньше в театре того, что делает в спектакле «Чуковский». Это очень интересный актерский вызов себе самому: попробовать выполнить то, что я ему предложил, и найти в этом новые грани своего таланта.

За музыку в спектакле отвечают Terelya и Антон Макаров, исполняющие инди-поп – жанр нежный и чувственный. Почему для постановки о Чуковском были привлечены именно они?

Я влюбился в музыку, которую делают Настя и Антон, и так получилось, что стихи Чуковского идеально легли на одну из уже существующих песен группы – не буду говорить, на какую. Когда этот мэтч произошел, я понял: надо именно с Настей и Антоном работать над музыкальным оформлением спектакля. Я счастлив, что они с нами: их музыка дает такую нежность и хрустальность нашему театральному чуду, что других музыкантов я уже и представить не могу.

В 1920-х годах Чуковский запишет в дневнике: «Благодаря моей чисто литературной работе у молодежи горят глаза, люди сидят далеко за полночь и вырабатывают вопрос: как жить… Им эстетика не нужна – их страстно занимает мораль. Уитмен их занимает как пророк и учитель. Они желают целоваться, и работать, и умирать по Уитмену». Приложимы такие слова к самому Корнею Ивановичу? Может ли он быть пророком и учителем, по которому можно целоваться, работать и умирать?

Думаю, может. В Чуковском можно увидеть невероятную одержимость жизнью, невероятное любопытство по отношению к жизни и невероятную преданность призванию. В этом плане нам есть чему учиться у Корнея Ивановича. В непростые времена у человека должен быть стержень. При глубоком изучении Чуковский может стать абсолютным примером человека, который умер с чистой совестью, никому не ставил подножки, не изменил своим убеждениям и вошел в историю не только крупным литератором, но и человеком с большим сердцем.

Беседовал: Егор Шувалов

111-й номер «Сноба» продается в интернет-магазинах  Ozon и Wildberries, а также в Cube.Market, «Азбуке вкуса», «Глобус Гурмэ», Spar и других торговых сетях. 

Журнал представлен в бизнес-залах терминала С аэропорта Шереметьево, в бизнес-залах S7 аэропортов Домодедово и Толмачево (Новосибирск), в VIP-зале аэропорта Пулково, а также в поездах «Сапсан». 

Свежий выпуск также можно найти у партнеров проекта «Сноб»: в номерах отеля «Гельвеция», в лобби гостиниц «Астория», «Европа», «Гранд Отель Мойка 22», Indigo St. Petersburg-Tchaikovskogo; в ресторане Grand Cru, на Хлебозаводе, в Палатах на Льва Толстого и арт-магазине CUBE, в арт-пространстве BETON и на площадках Товарищества Рябовской мануфактуры.


Обсудить на сайте