Археологи раскрыли детали ритуалов в степных святилищах скифов и сарматов
Учёные Российского государственного гуманитарного университета провели первое комплексное исследование степных святилищ, созданных скифами и сарматами в период с VI века до нашей эры по IV век н. э., сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу вуза.
Святилища, обычно имеющие круглую форму курганов с земляными валами и рвами, располагаются на обширной территории от Южного Урала до Днепра. По словам профессора кафедры истории и теории культуры РГГУ Сергея Яценко, эти культовые места часто оставались без внимания археологов, которые преимущественно изучали погребальные курганы.
Исследование показало, что святилища посещались небольшими группами людей — родственными или соседскими общинами. Большинство из них было посвящено культу умерших предков, хотя некоторые имели явную военную направленность. «В святилище у города Курганинск Краснодарского края была найдена бронзовая статуэтка всадника на быке. Похожий образ есть в алано-осетинском нартовском эпосе, это когда-то бог войны Батраз» — отметил Яценко.
Археологи обнаружили, что многие святилища имели центральную яму для огненных ритуалов, где поддерживался интенсивный огонь. Кочевники рассматривали огонь как священную стихию, способную уничтожить все вредное и ненужное. Эта традиция восходит к древним ираноязычным народам и сохраняется у современных парсов-огнепоклонников.
В жертву богам приносились части туш животных — лошадей и овец, а также посуда из глины, бронзы и дерева, предметы конской упряжи и вооружения. Изредка встречаются свидетельства человеческих жертвоприношений в виде черепов. «Кочевники считали, что в голове человека заключается его жизненная сила, поэтому к черепам всегда было особое отношение» — пояснил исследователь.
Иногда археологи находят намеренно поврежденные предметы — разбитую посуду и зеркала, амфоры с обломанными ножками. Вероятно, это делалось для обеспечения успешного перехода жертвенных даров в мир духов.