От гобеленов-аэрофотоснимков до морского лабиринта: что посмотреть на Биеннале экологического искусства в Нижнем Новгороде
Скульптуры «Окагами», ХО ГУЙ
Где можно увидеть: «Кожа Земли», Гостиница Ермолаевых (ул. Стрелка, 1)
До какого числа: до 1 октября
Центральное событие Биеннале — выставка «Кожа земли» — сравнивает тонкую оболочку планеты, насыщенную жизнью, с кожным покровом, нежным и уязвимым. Десятки художников из разных стран обратились к эволюционным процессам и переосмыслили их на свой лад, через традиционные ремесленные техники или тотальные инсталляции. Художественное объединение ГУЙ — дуэт Егора Ефремова и Марии Плаксиной — создает скульптуры причудливых зверей и фольклорных персонажей, используя технику, похожую на строительство гнезд у ласточек: они используют глину, солому, паклю и другие природные материалы. Для выставки они сделали серию скульптур «Окагами» — название отсылает к японскому литературному памятнику с жизнеописаниями чиновников, и переводится как «Великое зерцало». Сами скульптуры — фантастические существа на ногах-корягах со склоненными к земле керамическими лицами, и разглядеть их можно только в зеркальном отражении.
«Река Парана-де-лас-Пальмас», студия Александры Кехайоглу
Где можно увидеть: «Кожа Земли», Гостиница Ермолаевых (ул. Стрелка, 1)
До какого числа: до 1 октября
Если взглянуть на «кожу Земли» с высоты птичьего полета, можно увидеть примерно то же, как если наклониться к самой поверхности, — мшистую фактуру, скрывающую целый мир, но постоянно меняющуюся под антропогенным воздействием. Аргентинская художница и дизайнер Александра Кехайоглу (Alexandra Kehayoglou) создает гобелены, похожие на аэрофотоснимки ее родных мест, и документирует экологические изменения в ландшафтах: на место пышных зеленых лесов приходят поля, почва сохнет и деградирует, но, стоит дать земле свободу, как в родные экосистемы возвращаются местная флора и фауна. Художница честно фиксирует изменения в экологии, но вместе с тем не остается в полюсе «все плохо» и передает в гобеленах надежду аргентинцев на лучшее будущее. А еще Кехайоглу работает с ручным ткачеством и использует остатки пряжи для ковров со складов семейной фабрики — тоже очень бережный и устойчивый подход.
«Портал», Илья Сибиряков
Где можно увидеть: «Кожа Земли», Мытный рынок (ул. Большая Покровская, 2А)
До какого числа: до 1 октября
Главный проект Биеннале разворачивается на двух площадках: побывав в гостинице Ермолаевых, перемещайтесь в просторное пространство Мытного рынка. Сразу в центре главного зала гостей встречает масштабная инсталляция архитектора Ильи Сибирякова — сложной формы трехмерная структура из белого шпагата. Не случайно она называется «Портал» — это предложение заглянуть в другой, альтернативный мир, или тот, который ждет нас в ближайшем будущем. Как говорит сам автор, работа «побуждает нас представить новые условия нашего существования: то, как могут измениться наши тела; с какими видами нам, возможно, предстоит разделить окружающую среду; как могут выглядеть конструкции, которые мы возведем в будущем».
Работы из проекта «Природа вещей. Обновление», Ирина Корина
Где можно увидеть: «Кожа Земли», Мытный рынок (ул. Большая Покровская, 2А)
До какого числа: до 1 октября
Еще один важный экспонат на площадке Мытного рынка — объекты одной из главных современных российских художниц Ирины Кориной. Она нередко использует в своих работах ностальгические предметы, материальные следы связи с прошлым, и протягивает семантические нити оттуда в настоящее. На проект «Природа вещей. Обновление» Ирину вдохновило пребывание на даче, где она изучала книги из домашней библиотеки, которые давно мечтала прочитать, но на это все никак не хватало времени.
Поэтому объекты названы как главы романа или театральной пьесы из классической русской литературы — «Мартовская вьюга», «Случай в усадьбе», «Потерянное кольцо», «Счастливое исцеление». Суть же в том, что у любой вещи, даже если это старый абажур или привезенные с моря ракушки есть возможность обновиться, снова использоваться, жить и бытовать, и ключевая идея проекта — способность к возрождению и надежда на новое начало.
«Морской пейзаж», Ким Сун Им
Где можно увидеть: выставка «Земное/Планетарное», Арсенал, Волго-Вятский филиал ГМИИ им. Пушкина (Кремль, корпус 6)
До какого числа: до 16 ноября
Какими бы прямолинейными ни были работы, посвященные загрязнению Мирового океана пластиком, они неизменно производят сильное впечатление. Тут и правда нет надобности в тонкой иносказательности: чем прямее мы говорим о проблеме, тем очевиднее необходимость принимать срочные меры. Вот и южнокорейская художница Ким Сун Им показывает весь масштаб пластиковой беды через тотальную инсталляцию, завораживающую и жуткую одновременно. Художница утверждает: загрязненный ландшафт стал для нас новой нормой, привычным условием существования — настолько наша повседневность зависит от пластика. Но своей работой она хочет создать ощущение дискомфорта, ведь только через дискомфорт можно катализировать перемены.
«Между шрамированием, телом и картой», Александр Кьюнгу Мвиламбве
Где можно увидеть: выставка «Земное/Планетарное», Арсенал, Волго-Вятский филиал ГМИИ им. Пушкина (Кремль, корпус 6)
До какого числа: до 16 ноября
Понятие устойчивого развития, которое зачастую отождествляют с экологической повесткой, на самом деле включает в себя еще и аспект этики — то есть для устойчивых действий обращать внимание нужно не только на то, какое влияние мы оказываем на природу, но и на взаимодействие с локальными сообществами, политические и экономические действия. Художник Александр Кьюнгу Мвиламбве, который живет и работает в Киншасе, Демократическая Республика Конго, в своей практике исследует легитимность политических границ и возможности мобильности в современном постколониальном мире. В работах он использует найденные предметы — двери, резиновые камеры, старые карты, и наносит на них символы, традиционные для практики нзолоко — скарификации, или шрамирования. Следы, остающиеся на коже после таких повреждений, хранят информацию о происхождении и жизни человека, определяя его место в системе доколониальных социальных и политических границ. Получается своеобразная параллель между картографией и шрамированием: контуры городов и земель соотносятся с отметинами на коже, но становится понятно, что это лишь искусственные линии.
«Там там а там и дом», Эрик Булатов
Где можно увидеть: выставка «Мечты о доме», Арсенал, Волго-Вятский филиал ГМИИ им. Пушкина (Кремль, корпус 6)
До какого числа: до 19 октября
Классик современного искусства Эрик Булатов всегда очень емко выражает идеи, даже самые сакральные и глубокие, самыми простыми средствами. Его карандашный рисунок, который можно увидеть на выставке «Мечты о доме», на первый взгляд противопоставляет уютный деревенский пейзаж бескрайнему холодному космосу. Но вот мы приглядываемся, и оказывается, что космос — это просто ночной вид на ту же деревеньку, луна встает над крышами, а «звезда» — свет в окне дома, который манит к себе путника. Художник трактует дом как убежище — пространство безопасности, созданное своими руками. Но можно взглянуть и шире: вся планета в том самом бескрайнем холодном космосе — наш дом, о котором стоит заботиться, как и о любимых бревенчатых стенах за цветущим лугом.
«Замок», Владимир Чернышев
Где можно увидеть: выставка «Мечты о доме», Арсенал, Волго-Вятский филиал ГМИИ им. Пушкина (Кремль, корпус 6)
До какого числа: до 19 октября
Вообще выставка «Мечты о доме» рассматривает дом как ключевой феномен, который, по большому счету, человека человеком и делает. Наши далекие предки начали жить в пещерах, строили первые укрытия, теперь же мы по-разному осмысливаем «чувство дома». Резидент нижегородской студии «Тихая» Владимир Чернышев много работает с лэнд-артом и создает сайт-специфик-инсталляции, часто из найденных материалов, которые к тому же меняются под воздействием окружающей среды: конструкции ветшают, краски выцветают, и произведение — не результат, а весь процесс. «Замок» — это фотодокументация самой крупной инсталляции среди его «Загородных практик» — монументальной постройки среди заброшенного садоводческого массива, где сказочный элемент врывается в чуждое ему пространство. В студии «Тихая» можно получить карту и посмотреть замок посреди рощи воочию.
Cosmos, Миша Most
Где можно увидеть: уличный проект «Воздух», Казанское шоссе, 12/5
До какого числа: до 20 ноября
Нижний Новгород претендует на звание еще и столицы уличного искусства, и хотя тут есть, кому составить конкуренцию, факт налицо: нижегородский стрит-арт уже давно стал важным элементом локального культурного кода. В рамках Биеннале открылся уличный проект, посвященный проблемам чистоты воздуха, последствий вторжения человека в околоземное пространство, разрушения биоразнообразия. Один из участников проекта — Миша Most — граффити-райтер, куратор и современный художник, который исследует тему эволюции, прогресса, отношения людей и машин. В его работах нередко фигурируют образы из мира науки — роботы, формулы, фигуры без лиц и в респираторах.
В новом мурале он затрагивает тему космического мусора: на сегодняшний день на орбите находятся 30 тысяч космических объектов, и рано или поздно человечеству предстоит столкнуться с последствиями этой «свалки».
«Овраг», Максим Има
Где можно увидеть: уличный проект «Воздух», Почаинская, 17
До какого числа: до 20 ноября
Еще один стрит-артист, создавший работу для проекта «Воздух» — питерский художник Максим Има, который начинал с традиционных граффити-практик, но быстро перешел к самобытным абстракциям, а позднее добавил в творчество текстовые элементы — обрывки подслушанных разговоров, иронизирующих над искусством. В новой работе Има привлекает внимание к историческому прошлому места — то есть улицы Почаинской: образ зеленого оврага, под которым в коллекторе протекает река, маркирует направление улицы сверху вниз, а лестница связана с легендой о тайном подземном ходе, который вел из одной из башен Кремля к реке Почайне. Получается, что тут реализуется одна из ключевых особенностей уличного искусства — глубокая контекстуальность, пробуждающая любопытство и исследовательский дух.