Наследие без инструкции: как галерея pop/off/art собрала мир Владимира Куприянова
С чего началось знакомство галереи pop/off/art с архивом Владимира Куприянова и в каком виде он был представлен?
Активное участие галереи в представлении наследия Владимира Куприянова началось через десять лет после смерти художника, хотя в берлинском филиале, который функционировал в 2012–2014 годах, хранились его работы, и они участвовали в групповых выставках (Straight look. Групповая выставка «Современная фотография из Восточной Европы», 2012).
То, с чем пришлось работать в России, было в разрозненном состоянии, но заботливо сохранено семьёй художника. Проблема была в том, что сам Куприянов оставил списки и файлы с информацией в некотором хаосе. Периодически названия работ и даты в разных источниках противоречили друг другу. Такое часто происходит с работами в наследии, мало какой художник оставляет после себя полный перечень работ с данными и параметрами. Однако сложности возникли не только при составлении описи произведений — труднее всего было разобраться в правильности экспонирования объектов. Не к каждому произведению шла инструкция (почти ни к одному) — как правильно собирать конструкцию, как корректно подсветить и т.д.
И как вы с этим справлялись?
Основная работа как раз шла с диджитал-носителями и слайдами, где можно было посмотреть фотографии с выставки или из мастерской, рабочие файлы, с помощью которых можно было понять устройство объекта. После того как мы разобрались с основным корпусом вещей, их атрибуцией и устройством, нужно было найти источники и содержание каждой работы. Куприянов часто использовал найденные кадры, мыслил сериями и проектами, в которых концепция повлияла на форму самого произведения. Нужны были ответы на зрительские вопросы: кто изображён/почему/зачем. К сожалению, при жизни Куприянова не было выпущено полноценного издания — только отдельные каталоги к выставкам. Поэтому одна из задач была — собрать большой информативный каталог в сжатые сроки. В диджитал-архиве нашлись заметки и старые интервью Куприянова, с помощью которых удалось собрать по крупицам фактологию, связанную с работами и творчеством.
Вторая часть работы проходила с физическими объектами. Многим произведениям требовалась реставрация. Это особенно сложно, когда имеешь дело с фотографией, особенно с такой нетривиальной, как у Куприянова. Важно было учесть особенности оформления работ, на которые он обращал особое внимание: художник всегда сам подбирал рамы и крепежи. Ещё необходимо было соблюсти все нюансы, чтобы на выставке в каждой работе проявился её особый визуальный эффект (появлялась тень, возникало наложение слоёв и т.д.). Именно в этот момент, при правильном экспонировании и подсветке, работа оживает.