Модная фотография в XX веке: колонка основательницы галереи «Люмьер» Натальи Григорьевой-Литвинской к открытию Cosmoscow
В Москве открывается 13-й выпуск Международной ярмарки современного искусства Cosmoscow, где соберутся все участники рынка — при всём разнообразии специализаций и колоссальных разрывах в уровне авторов и цен. Галерея «Люмьер», посвятившая себя искусству фотографии, готовится к такому событию загодя. У нас всё устроено иначе: на Cosmoscow мы показываем только тех, кого относим к числу Великих, и по каждой работе ведём переговоры напрямую с авторами или их наследниками. Ограниченное количество доступных отпечатков делает возможность привезти их в Россию редкой и непростой задачей.
Стенд 2025 года будет посвящён модной фотографии XX века, за исключением работы Винсента Питерса, созданной в 2015 году. Сотрудничество с этим автором галерея начала в 2024 году.
Мы не расскажем на ярмарке всю историю модной фотографии — этим с успехом занимаются лучшие музеи мира, активно покупая её в свои коллекции. Но имена, которые вы увидите на стенде, ничем не уступают именам в этих собраниях, а зачастую и повторяют их.
Начиная с 2005 года, галерея «Люмьер», находясь ещё в ЦДХ на Крымском Валу, открыла выставку Уильяма Кляйна — того самого Кляйна, перевернувшего восприятие модели в уличном пространстве. Все эти двадцать лет проходили не только под флагом этого жанра: мы сделали чуть больше двухсот выставок, и только половина была профессионально нацелена на рассказ о его героях.
Сюрпризом для ярмарки станет оригинальный отпечаток Хорста П. Хорста 1939 года, выполненный автором в платиновой печати формата 40×50 см. Подпись карандашом подтверждает личное участие фотографа в производстве. Я умышленно делаю акцент на методе: именно платиновая печать обеспечивает высокие стандарты качества и долговечность фотографии и в XX веке, и сегодня, оставаясь одним из самых дорогих способов печати. Найти «Корсет Мейнбочера», созданный в этой технике, для коллекционера крайне сложно.
Имя Хорста П. Хорста становится одним из ведущих в Париже уже в 1934 году. Именно тогда он приезжает туда из родной Германии, чтобы работать в мастерской Ле Корбюзье. Но знакомство с Гюне фон Хойнингеном меняет его планы, и вскоре он входит в фотографию как полноценный классик, перевернувший стандарты своей эпохи.
Никто бы не простил нам, если бы мы не представили на стенде работы звёздных 1990-х в модной фотографии — эпохи супермоделей, раскрепощения и смелых тел Кристи Терлингтон, Линды Евангелисты, Нади Ауэрман, Кейт Мосс. Этот период остаётся одним из самых востребованных и самых дорогих на арт-рынке. Тогда появляются крупноформатные отпечатки в авторской печати, связанные с новыми техническими возможностями. Именно 1990-е перевернули восприятие модной фотографии и задали её движение во всём мире. Уже успешные фотографы в индустрии становились ещё богаче и известнее, а сами модели превзошли по популярности актёров и политиков.
Цены на этапе создания серий и первых отпечатков были высоки, а сегодня большинство работ распроданы. Западные галеристы держат у себя один-два экземпляра, понимая, что их стоимость будет только расти. После ухода Хельмута Ньютона, Херба Ритца и Питера Линдберга рынок испытал резкие ценовые скачки: отпечатки Ньютона, например, достигали на аукционах одного миллиона долларов. Работы этих авторов остались в фондах и частных коллекциях, а галереи уже не представляют их напрямую, лишь находят уникальные экземпляры для своих постоянных клиентов.
Работая с Патриком Демаршелье ещё при его жизни, мы договорились о представлении его в России. И даже после его ухода в 2022 году у нас остаются работы с его подписью внутри открытых им тиражей. Некоторые из них будут показаны на нашем стенде на Cosmoscow.