Лучшее за неделю
16 сентября 2025 г., 10:00

Создано людьми: как предприниматели из регионов создают продукты для жителей всей России

Читать на сайте

В мире, где автоматизация и искусственный интеллект становятся обыденностью, особенно ценным становится то, что создано руками человека. «Сноб» всегда уделял особое внимание креативным индустриям, понимая, что именно здесь рождаются уникальные идеи, формирующие культурный код и экономическую мощь страны. Мы верим, что за каждым успешным бизнесом стоит не только инновационная технология, но и талантливые люди, вкладывающие душу в свое дело. Рассказываем истории трех предпринимателей, олицетворяющих именно такой подход к бизнесу.

Горный инженер и его кофейный бизнес: Роман Боровков и кофе LBRC, Санкт-Петербург

Горнодобывающая промышленность — это, в первую очередь, соблюдение стандартов. Работа горного инженера — монотонная деятельность, а сама отрасль жестко регламентирована и подразумевает под собой тяжелый труд с соблюдением жестких стандартов (не безосновательно). Мной же всегда двигало стремление к свободе творчества и желание делать что-то живое. Кофе — это вкус, культура, эмоции, общение с людьми, путешествия по местам, где его выращивают. Создав свое дело, ты получаешь возможность реализации. Все решения, успехи, провалы — только твои. Если инженерное образование дало мне аналитическое мышление, то бизнес — возможность применить это мышление по-новому. 

Некоторые наши продукты особенно чувствительны к срокам годности — например, фильтр-кофе, который в идеальном варианте нужно употребить в течение двух месяцев с момента обжарки (а упакован он в азотной среде). А это означает, что сроки доставки имеют высочайшее значение и продавать товар нужно быстро. 

Во многом из-за этого на старте все наши продажи были ориентированы на b2b-клиентов. Это сильно затормозило развитие бренда, ведь человек не всегда знает, чей кофе заказывает в кафе и ресторанах. Со временем Ozon открыл для нас рынок продажи частным покупателям, своего собственного сайта для таких продаж у нас нет.  

Несмотря на то, что наш бизнес — локальный, в этом году мы нацелены получить сертификацию пищевой безопасности международного стандарта. Задача для небольшого бизнеса — сложная, но выполнимая. Весь процесс подготовки для получения сертификации длился почти два года, а сейчас мы уже на завершающих этапах — прохождение итогового аудита назначено на октябрь 2025 года. Главное здесь — понимание конечной цели. Изначально драйвером для запуска стала возможность посотрудничать с крупной международной компанией. Но потом пришло понимание, что это — нечто большее, не просто «бумажка для экспорта», а инструмент системного управления качеством. И если цель компании развитие бренда и построение устойчивого и масштабируемого бизнеса — внедрение международной сертификации пищевой безопасности практически обязательно.

Современные потребители все чаще смотрят на социальную ответственность бренда. В кофейной индустрии это больше относится к выращиванию кофе. Экологичным считается устойчивое землепользование и борьба с вырубкой лесов, экономия воды при обработке. Что касается этики, тут важна справедливая оплата труда фермеров, борьба с детским трудом, полная обслуживаемость и прозрачность всей цепочки поставок. Моя команда старается ответственно подходить к этим вопросам, минимизируя затраты ресурсов и переходя на возвратную тару и биоразлагаемую упаковку. 

В ближайшие годы жду роста e-commerce и вытеснения традиционной розницы, помимо этого — повсеместного внедрения искусственного интеллекта в процесс продажи и, наверное, увеличения скорости доставки и её автоматизации (развитие площадок с доставкой за 10–30 минут, доставка роботами и дронами).

Экономист и ее интерьерные композиции ручной работы: Ирина Крайнева и Long Flower, село Архангельское

Нам с мужем хотелось заняться собственным делом. Стартового капитала 

не было, зато был дом в деревне. При этом мы мечтали жить именно в селе, зарабатывать на своей земле. Однажды в соцсетях я увидела профиль одной девушки. Она продавала букеты из сухих трав, в том числе — из крымской лаванды и простых травок, которые растут у нас в полях. Так и появилась эта идея. Товар интересный: он не портится, как свежие цветы. Можем заготовить, засушить и спокойно их продавать, не думая о сроках годности. Для старта это важно. Не требует особых вложений — иди собирай, читай, исследуй рынок. Можно начинать с небольших партий.

Мы закупаем живые цветы и стабилизируем, а в некоторых случаях закупаем уже стабилизированные — например, розы. Сама я никак не могу их вырастить и засушить. Получается, наша работа нужна не только нам и не только для того, чтобы кормить свою семью, но и другим людям, с которыми мы сотрудничаем. В селе большой дефицит рабочих мест. А мы даем людям возможность собирать для нас травы, продавать их нам, либо напрямую работать у нас — что-то перебирать, фасовать. Это важный для нас момент, он помогает нам держаться в кризисы.

В 2022 году рынок сильно менялся, нам нужно было искать новые пути для продвижения бизнеса после того, как рекламные возможности стали ограничены. И мы вышли на маркетплейсы. На Ozon у меня выходило по семь тысяч запросов на сухоцветы в месяц. Вот эта цифра меня крайне впечатлила. Не нужно было искать спрос — его хватало. Надо было просто работать с товаром — его карточкой и упаковкой, а остальное маркетплейс сделал за меня. Сухоцветы тем и хороши, что не любят постоянной повышенной влажности и устойчивы к абсолютно любой температуре. Они спокойно переносят и жару, если это не прямые солнечные лучи, и морозы. Поэтому мы спокойно отправляем по всей стране. Главное, чтобы не попадала сырость: сухой цветок не нужно мочить, иначе он заплесневеет или просто потеряет форму. А прямые солнечные лучи приводят к выгоранию оттенков. 

Тренды во флористике сильно отличаются в разных ценовых сегментах. Через маркетплейсы лучше всего продаются букеты до полутора тысяч рублей, что-то полевое, минималистичное, с минимальным количеством обработки. Как правило, большая часть наших покупателей проживает в городах, им не хватает природы, а благодаря нашим цветам они оживляют интерьер в своем доме. Самый популярный товар у нас — это колосья. Это что-то довольно простое, минималистичное, универсальное. А еще они ассоциируются с селом, с природой, с пшеничными полями — и стоят недорого. Второй по популярности, очень трендовый сегодня товар, — стабилизированные ветки гипсофилы. На третьем месте — травяной чай из душицы. И потом идут уже различные стабилизированные композиции. Их сложнее упаковывать, и у этих товаров самая высокая цена.

Школьник-предприниматель и косметика для животных: Валерий Салов и «Пёся-Пёся», Хабаровск

Наш бренд родился в 2022-м году, когда многие компании ушли, а нам надо было искать варианты для нашей собаки Принца. У отца был опыт управления производством, связанным со строительством. Мама обожает всякие отдушки и ароматы, хорошо в них разбирается. Были друзья семьи, у которых была лаборатория. Да и у меня, если честно, тоже был «бизнес-опыт»: в двенадцать лет я делал слаймы и продавал их через соцсети. Тогда я мало разбирался в рекламе, да и времени не хватало. Здесь же нам нужно было создать лучшее решение для  нашего питомца, а как стало вскоре понятно — и не только нашего. 

Мы работаем всей семьей, так как я еще учусь — в этом году поступил на первый курс университета. Время — очень ограниченный ресурс, вот что я понял. Ты будешь всегда жертвовать чем-то одним, будь то учеба или бизнес. Совсем без жертв не обойтись. Но порой очень помогает тайм-менеджмент. Собственно, это меня и выручает. На родителях лежат обязанности по производству, больше работы с органами сертификации, госорганами. Я отвечаю за работу с каналами продаж, за маркетинг. Безусловно, без споров не обходится, например, нас был очень серьезный спор о названии компании. 

Категория зоотоваров — очень востребованная ниша, которая из года в год дает стабильный прирост. Но нужно понимать, что для человека всегда было и будет важно найти товары подешевле. Но в то же время в зооиндустрии сейчас наблюдается очень положительный тренд — хозяева становятся ответственными. Все больше людей воспринимают своих питомцев не просто как домашних животных, а как полноценных членов семьи, которые заслуживают только лучшее. И эти люди смотрят в первую очередь на состав, отзывы и бренд, а цена продукта отходит на второй план.

Далеко не все производители соблюдают все нужные правила. Например, многие отмечают на упаковке, что товар соответствует ГОСТ, но при этом не указывают номер сертификата на этикетке, хотя это — обязательно. Первая трудность, с которой мы столкнулись, состояла именно в этом. Такого сертификата у нас на этикетке не было, из-за чего мы не прошли первый этап сертификации, и пришлось подаваться на ее получение снова. Другая серьезная сложность — у нашего продукта не был доработан состав, который требуется по ГОСТу. Мы решили эту проблему. Теперь у нас есть продукт, который в России сертифицирован, и мы всегда официально указываем номер сертификата.

Мы уже доставляем товары в Центральную Россию, я же хочу их видеть по всей стране. Я десять лет занимался карате, поэтому вера в себя — точно из спорта.

Обсудить на сайте