Лучшее за неделю
12 сентября 2025 г., 18:24

Ход конем. Создатели кинетической драмы «Час лошади» — об апокалипсисе, ИИ и укрощении человека

Читать на сайте

14 сентября ярмарка современного искусства Cosmoscow станет полем битвы за будущее, где человек и машина сойдутся в кинетической драме «Час лошади». Спектакль создан в коллаборации фестиваля перформативных искусств PERFORMA и фестиваля современной хореографии Context. Diana Vishneva. Этот проект предлагает зрителю задуматься о том, как органика вытесняется механикой, а интуиция — алгоритмами. Искать верный подход к искусственному интеллекту и адаптироваться к тревожным изменениям мира — непростая задача. Трудно найти и точные слова для описания отношений между людьми и машинами. Поэтому артисты в «Часе лошади» высказываются на языке танца — они на телесном уровне исследуют ощущения современного человека, вызванные ускоряющимся прогрессом и необходимостью вступать в диалог (и полемику) с техникой. Создателей постановки вдохновило стихотворение Ричарда Бротигана All Watched Over by Machines of Loving Grace. В нем видный контркультурщик 60-70-х описывает утопический сценарий того, как в будущем машины улучшат жизнь людей, но в то же время и иронизирует над их симбиозом. Бротиган предвидит, как мечта может обернуться кошмаром, а благие цели — привести к непредсказуемым последствиям. Его стихи не столько о светлом будущем, сколько о цене прогресса.В «Часе лошади» наравне с живыми артистами задействован цифровой объект — инсталляция мультимедийных художников от Panterra. Эта система синхронизирована с телами танцоров. Она отзывается на их движения светом, музыкой и текстом.Музыка для такого представления написана, конечно, тоже машиной. Композитор Василий Пешков соединил свои авторские наработки по саунд-дизайну с мелодиями и звуками, созданными ИИ. Для него было важно подчеркнуть этим решением, что разница между творчеством машины и человека не всегда заметна, граница — не всегда определима. Где в таком случае заканчивается человеческое творчество? На моменте делегирования задачи нейро-разуму? Или любой материал, даже созданный компьютером, превращается в руках художника во что-то уникальное и авторское? Лучше всего размышлять над этим вопросом под финальный аккорд в постановке — выступление артистов Palitra Profi Dance и платформы «Берег» под руководством Саши Рудик. Эта часть спектакля — самая выразительная.Почему «Час лошади»? В какой-то момент человек приручил лошадь, научился использовать ее для развития хозяйства, обороны, нападения и исследования окружающего мира. Прошли века, и лошадиные силы стали ассоциироваться исключительно с моторами и двигателями — как говорил Есенин, «живых коней победила стальная конница». Сейчас мы переживаем уже третий сдвиг: на смену железу приходят совершенно другие технологии и инструменты для более результативной интервенции в окружающую среду. В первую очередь — ИИ (некоторые вообще считают это главным изобретением XXI века и уподобляют печатному станку Гутенберга). Только вот невозможно не оглядываться в прошлое, на судьбу тех технологий, которые отжили свое. И возникает вопрос: кто разделит участь укрощенной лошади в будущем — искусственный интеллект или же его создатель? Кто чей инструмент — и кто раньше будет списан на свалку истории? «Сноб» задал его создателям «Часа лошади».

Михаил Дегтярев
Михаил Дегтярев

Михаил Дегтярев

драматург, за плечами которого совместная работа над спектаклем «Занос» («Золотая маска»), site-specific оперой «Мистерия Высокого давления» (номинация премии Сергея Курехина) и оперой «Аскет» (Первая Московская арт-премия)

Я не знаю ответа на этот вопрос, поскольку я занимаюсь культурой, а не наукой. Выход на территорию искусства даёт право задавать подобные вопросы, спекулировать и не давать ответов. В нашей постановке мы сталкиваем три самых популярных сценария возможного будущего взаимодействия машины и человека. 

Первый можно условно назвать «Собор Тьюринга». Эта идея популярна среди калифорнийских техноутопистов, которые надеются, что искусственный интеллект станет мудрым пастырем человечества, избавившим нас от боли и страданий. Именно этому посвящено культовое стихотворение Ричарда Бротигана All Watched Over by Machines of Loving Grace, которое лежит в основе нашей кинетической драмы. Его образность даёт возможность почувствовать привкус этой кибернетической фантазии.

Отталкиваясь от неё, мы приходим к второму, диаметрально противоположному сценарию. Алармисты вроде Бострома или Юдковски предупреждают, что ИИ может стать конкурирующей формой разума, который либо по глупости, либо из злого умысла уничтожит человечество. Об этом же рассказывают знакомые нам с детства фильмы наподобие «Матрицы» или «Терминатора». Более радикальные философы вроде Ника Лэнда вообще считают, что машинная, иная форма разума уже победила в будущем и оттуда навязывает современному миру все прелести технокапитализма, чтобы такое будущее непременно состоялось. Звучит как больная фантазия, но Ник Лэнд — уважаемый философ, вдохновляющий теоретиков и практиков нового американского консерватизма, ответственного за приход Трампа к власти.

И третий — более прозаичный вариант. Мы ждём апокалипсис больше двух тысяч лет, а он все никак не приходит. Это не значит, что он не наступит, но кажется, что в случае технологии ИИ пока очень рано наделять машину субъективностью. Это чудесная технология, которая в состоянии ускорить прогресс, но не более. Такое взаимное сосуществование человека и машины называют «Кентавром», намекая на будущую гибридность двух форм разума, которые сольются в экстазе и будут вместе покорять просторы Вселенной. 

Внутри трех этих полюсов развивается внутренняя логика перформанса. И развивается не с помощью слов, а на языке тела. Проживание встречи машины и человека через движение, свет и музыку задает правильный уровень абстракции, когда философские спекуляции превращаются в чистую эмоцию. Это позволяет на чувственном уровне приблизиться если не к ответу на ваш вопрос, то хотя бы к возможности его постановки.

Анна Щеклеина
Анна Щеклеина

Анна Щеклеина

хореограф проекта, дважды лауреат Национальной Театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучший спектакль в современном танце», автор проектов для Большого театра, Урал Опера Балет, Воронежского камерного театра, «Провинциальных танцев» и фестиваля Context

Я думаю, что ИИ сильно зависит от интеллекта своего создателя, и надеюсь, что люди смогут не допустить судьбы лошади для себя. Я искренне считаю, что осознанность, эмоциональность, чувственность, интуиция, воля, присущие человеку, обладают такой креативной живой мощью, которую невозможно укротить или ослабить даже самым развитым интеллектом.

Евгения Лассарь
Евгения Лассарь

Евгения Лассарь

основатель и креативный директор фестиваля PERFORMA и агентства Catharsis, сооснователь фестиваля SOUND UP

Убеждена, что предопределенности судьбы нет — ни у человека, ни тем более у ИИ. Искусственный интеллект может остаться инструментом — если мы сознательно будем строить институты и технологии, сохраняющие человеческую автономию. Наше будущее — это со-эволюция: люди и AI взаимно трансформируют друг друга, и ни одна сторона не побеждает. Результат определится институтами, нормами, экономикой и культурой. И только от нас зависит, будет ли это безопасное партнёрство или неравная зависимость.

Вообще, отвечая на этот вопрос, я сделаю предположение, что укрощать, в конечном счете, человеку нужно самого себя. Это было и останется для нас самым реальным вызовом.

Подготовил Алексей Черников

Обсудить на сайте