О богах и богинях. Отрывок из книги о мифах Олимпа
Боги и богини
Судьбу древние греки вверяли богам, а с помощью предсказаний и гаданий надеялись получить намеки на то, что ждет их в будущем. Несмотря на то что в Греции существовали оракулы различных богов, одни из них были более тесно связаны с искусством предсказаний, чем другие. Первой даром прорицания овладела Фемида — богиня правосудия, титанида, дочь Урана и Геи. По одной из версий, именно она получила видение о сыне Зевса, кому суждено будет свергнуть отца, и этим предсказанием поделилась со своим племянником Прометеем. Знаменитый Дельфийский оракул, как некоторые считали, тоже наследовала именно Фемида от своей матери Геи, позже передала его своей сестре Фебе, а та — внуку Аполлону. Впрочем, более всего Фемиду с судьбой и пророчествами связывает то, что она была матерью трех мойр.
Знаменитые и таинственные богини мойры представали обычно в образе старух, которые беспрестанно пряли нити судьбы. Первая из них, Клото, олицетворяла начало жизни, именно она пряла витиеватые и сложные нити, предрекая одному человеку славу, а другому — страдания. Вторая сестра, Лахесис, случайными движениями переплетала их между собой, соединяя жизни людей и определяя, кто останется вместе до самой смерти, а кому суждено расстаться. И последняя мойра, Атропос, самая страшная. Именно она перерезала нити, одним взмахом обрывая судьбы людей. Мойры — очень могущественные божества: даже олимпийские боги не знали судеб, что были уготованы им этой троицей. По той версии мифа, где они происходили от Фемиды, их отцом был Зевс, а потому иногда встречается его эпитет Морий или Мойрагет (то есть тот, кто предводительствует мойрами). Однако и ему самому неведомо то, что уготовили три богини. По другой версии, их родила сама Нюкта, воплощение ночи и тьмы, и тогда братья мойр — это Танатос (смерть) и Гипнос (сон), а сестры — вечно злая Эрида, богиня спора и раздоров, и ужасные эринии — демоны мести.
В греческой иконографии очень мало изображений мойр, возможно, потому, что представления о них развивались не сразу. Вначале они воспринимались некой темной силой, чем-то за гранью понимания, и были связаны с архаическими религиозными представлениями. Именно поэтому в мифах порой встречаются довольно странные альтернативы богиням и судьба человека может зависеть вовсе не от их воли, а, скажем, от определенного предмета. Например, судьба героя Мелеагра была связана с поленом. Но с развитием религии и устойчивым представлением об антропоморфных (то есть имеющих человеческий облик) богах мойры тоже «очеловечились». Впрочем, от этого они не потеряли своего могущества и на протяжении всей греческой истории были очень почитаемы. Только после завоеваний Александра Македонского и наступления эпохи эллинизма, когда греческая культура распространилась почти по всем странам Средиземноморья, образ мойр и их функции плавно перешли к другой богине. Почему? Ответить сложно, однако в период нестабильности и волнений, стремительных изменений в доселе знакомом мире люди ищут доброго покровительства и защиты, а мойры по природе своей слишком непредсказуемы, суровы и даже жестоки.
В период эллинизма место трех прядущих богинь заняла Тюхэ — богиня жребия, удачи и процветания. В отличие от мойр, она не олицетворяла неотвратимость судьбы, а скорее отражала неустойчивость жизни и ее постоянную изменчивость. Тюхэ — богиня удачи и благоприятного шанса, она давала надежду на лучший исход дел. Ее образ был настолько распространен и почитаем, что древнеегипетские царицы династии Птолемеев изображались со священным атрибутом Тюхэ — рогом изобилия, чтобы показать, что и они хотят процветания и благополучия для своего народа.
Была у Фемиды и Зевса еще одна дочь — Дикэ, блюстительница справедливости, закон равновесия во плоти. Она тоже могла напрямую влиять на судьбу человека и лично спускалась с Олимпа, чтобы покарать нечестивцев. Дикэ внимательно следила за людьми и, если замечала непорядок или обман, тут же сообщала об этом верховному судье — Зевсу. Вместе с Эйреной, богиней мира, и Эвномией, богиней правильных и честных законов, Дикэ сторожила вход на Олимп.
По функциям очень близка к ней немезида, дочь нюкты, — воплощение справедливого возмездия, божественной мести. Она также наблюдала за тем, чтобы в мире царил порядок, и, когда узнавала о свершившемся преступлении, обрушивала всю свою мощь на нарушителей, восстанавливая правильное течение судеб.
И неотвратимая Немезида, и праведная Дикэ были антиподами другой своей сестры — Апатэ. В греческой мифологии она олицетворяет ложь. Эта богиня плела ужасные интриги и заставляла обманывать и людей, и богов. Однажды Зевс так рассердился на нее, что сам сбросил Апатэ с Олимпа. С тех пор она ходит по земле, сея вокруг семена лжи и сбивая людей с их истинного пути, предначертанного мойрами.
Рядом с ней неизменно вьется стремительная Ата — богиня бед и несчастий. Из-за нее люди и боги совершали необдуманные поступки, она призывала напасти и проклятия. Однажды по воле Геры Ата завладела разумом самого Зевса, и тот, не зная, что делает, наделил Эврисфея талантом и судьбой великого правителя. Гера поступила так намеренно, чтобы под его властью в будущем оказался нелюбимый ею Геракл. но как только Зевс понял, что его волю подчинила Ата, он разозлился и сбросил ее с Олимпа, строго-настрого запретив возвращаться. Поэтому Ата с тех пор портила судьбы смертным и героям.
Был ли хоть небольшой шанс у обычного человека обойти влияние Аты или Апатэ? Люди, конечно, не знали ответ на свой вопрос и приходили за советом к оракулам. А судьбы самих оракулов, в свою очередь, оберегал златокудрый Аполлон, сын Зевса и титаниды Лето.
Аполлон родился на острове Делос, но наибольший почет обрел в городе Дельфы, победив там Дельфиния, или Пифона, ужасного змея, который разорял всю область. Именно здесь Аполлон то ли получил в наследство оракул, то ли возвел новое святилище на месте более древнего, и слава об этом месте вышла далеко за пределы Греции. Ему приписывают основание и многих других оракулов в городах Малой Азии. Он, как и Зевс, получил прозвище Мойрагет. Аполлон наделял смертных пророческим даром и сам стал отцом могущественных прорицателей. У Аполлона еще множество других ипостасей: он же — Мусагет, то есть повелитель муз, он связан с силами плодородия, с культом солнца, с целительством и заступничеством. Он — Алексикакос, то есть отвратитель всего плохого, Пеан, избавитель от болезней, Акесий, целитель. Культ Аполлона получил широкое распространение в Греции, где его знали в этих разных ипостасях. И все же наиболее важным был центр почитания в Дельфах, где в его святилище жрица Пифия предсказывала будущее. Вот почему все провидцы и пророки считали Аполлона своим главным покровителем.