Лучшее за неделю
17 сентября 2025 г., 15:56

Венера в токенах: как цифровое искусство спасает шедевры Рембрандта

Читать на сайте

Эрмитаж и компания «Интеррос» запустили второй совместный проект на стыке классического искусства и технологий. В его рамках молодые художники Александр Миндрин, Кирилл Клочков и Софья Дворцова создали серию видео-артов — они посвятили её реставрации картины Лукаса Кранаха «Венера и Амур». Каждое такое видео — самостоятельное произведение, а право владения им закрепляет арт-токен, уникальный цифровой сертификат подлинности.

Принцип проекта прост: искусство помогает искусству. На блокчейн-платформе «Атомайз», которую развивает «Интеррос», коллекционеры покупают не копии старой картины, а новые цифровые работы. А Эрмитаж вкладывает все вырученные деньги в реставрацию следующего шедевра из своей коллекции — картины «Флора» Рембрандта.

Эта модель уже доказала свою жизнеспособность. В 2023 году подобный проект с NFT-версиями фресок Рафаэля — «Венера и Амур на дельфинах», «Венера и Адонис» и «Венера, вынимающая занозу» — прошёл успешно и получил премию «Сноба» «Сделано в России».

Михаил Пиотровский
Михаил Пиотровский

Участники проекта рассказали, как именно эта инициатива меняет представления о меценатстве. Идеолог проекта со стороны музея, директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский объяснил, почему для музея было важно найти надёжного технологического партнёра и работать в российском правовом поле: «Интеррос — это инновационная компания, которая ничего не боится. Для серьёзных вещей очень важно участие бизнеса, — и здесь дело даже не в деньгах, а в способе мышления и умении придумывать хорошее. Начали мы, правда, сами: вышли на рынок NFT через сомнительные платформы, продали очень хорошо, но денег получили мало, потому что переводить деньги через посредников было сложно. В итоге, благодаря нашим мудрым советникам „Атомайз“ и Владимиру Потанину лично была создана великая система — и теперь „Эрмитаж“ может выпускать NFT в рамках российского законодательства. Особенно ценно, что мы придумали идеальную стратегию взаимодействия, когда на вырученные от продажи NFT средства музей может заниматься реставрацией мировых шедевров из собственной коллекции».

Сергей Батехин
Сергей Батехин

Представители бизнеса ключевой идеей проекта называют «гуманизацию». По мнению генерального директора компании «Интеррос» Сергея Батехина, цифровые финансовые инструменты создаются не только для извлечения прибыли, но и для решения важных социальных и культурных задач: «Технологии действительно упрощают нашу жизнь: все мы пользуемся маркетплейсами, мобильными телефонами и кредитными картами. И в этот момент для бизнеса наступает вопрос культурологического выбора — а вот это всё зачем? Гуманизация технологий — думаю, самое важное в нашем сотрудничестве. Понятно, что бизнес для зарабатывания денег придумывает новые технологии. Владимир Олегович действительно стоял у истоков цифрового законодательства в России, это позволило нам и платформу „Атомайз“ создать, на которой мы сейчас выпускаем цифровые финансовые активы. То, что Михаил Борисович согласился на нашей платформе выпустить NFT Эрмитажа — это, конечно, показатель доверия. Это позволяет нам и планку социальной ориентированности держать, и быть востребованными на рынке большого искусства».

Алексей Малиновский
Алексей Малиновский

Новый формат привлекает не только ценителей искусства, но и инвесторов. По словам председателя совета директоров «Т-Технологий» Алексея Малиновского, арт-токены открывают путь к филантропии для десятков миллионов человек: «Безусловно, интерес со стороны инвесторов к NFT высокий, — тем более инструмент „Атомайза“ находится полностью в правовом поле и позволяет инвесторам, меценатам сохранять великое искусство Эрмитажа. Обладатель арт-токена может потом его и в виртуальном музее демонстрировать, но самое главное — это его уникальность. По сути, сейчас мы формируем новый язык меценатства и филантропии в инновационном поле. Я уверен, что выпущенные арт-токены мы сможем предложить всем клиентам T-Технологий, а это более 50 миллионов человек. Но токенов будет немного, так что ценность их повышается».

Алексей Илясов
Алексей Илясов

Успех проекта подтверждают и цифры. Как отметил генеральный директор платформы «Атомайз» Алексей Илясов, технологическая база готова к масштабированию и новым форматам демонстрации цифрового искусства: «Эксперимент, начатый в 2023 году, удался: показал не только интерес со стороны Эрмитажа, но и пошёл „в рынок“ дальше — участники и эксперты подтвердили, что подход перспективный. Мы сделали 350 эмиссий, сейчас 170 тысяч кошельков открыто в России. Рад услышать, что появится и виртуальный музей — и NFT-арт Эрмитажа можно будет увидеть не только в мобильном приложении».

Ю Мин Сок
Ю Мин Сок

Проект уже вышел за пределы России, вызвав интерес у международных коллекционеров. Представитель южнокорейской компании Artworks Ю Мин Сок видит в блокчейн-платформах инструмент для глобального культурного обмена: «Совместный проект Эрмитажа с платформой „Атомайз“ — конечно, великая культурная миссия по трансляции наследия России всему миру и будущим поколениям. Это может стать инновационным инструментом сохранения произведений искусства, расширением культурного участия людей по всему миру. Цифровой арт как естественный формат общения с искусством открывает возможности для международного сотрудничества, а в самой Корее барьеры между традиционным и цифровым искусством постепенно разрушаются».

Проект Эрмитажа и «Интерроса» создаёт тот самый «замкнутый цикл», когда цифровое искусство, созданное сегодня, даёт вторую жизнь шедевру, написанному почти четыре века назад. Это не просто разовая акция, а создание работающей модели, где музейная экспертиза встречается с технологическими инновациями, а участие в сохранении культуры становится доступным не только узкому кругу меценатов, но и тысячам людей по всему миру. Спасённая «Флора» Рембрандта станет символом этого союза — мостом между эпохами, технологиями и людьми, неравнодушными к великому искусству.

Подготовила Анна Сметанина

Обсудить на сайте