Российские топ-менеджеры о том, каким должен быть современный лидер
Кирилл Дыбко
исполнительный директор «Техноимпульс»
Раньше упор был на жёсткий контроль, централизацию и унификацию. Сейчас критична адаптивность. Каждое направление требует уникальных подходов к рынку, НИОКР и логистике, но в рамках общей стратегии. Мы видим, что многие компании ведут управление через экосистемное мышление. Мы в том числе создаём внутренние «центры компетенций», доступные всем предприятиям группы, стимулируем горизонтальное взаимодействие между разными направлениями для синергии. Такую модную ранее бизнес-интуицию теперь заменяет серьёзная аналитика данных по цепочкам поставок, производственным процессам, рискам. Санкции и разрывы коопераций требуют гиперскорости и гибкости в перестройке цепочек и управления в условиях постоянной неопределённости. Сценарии рисков и «быстрые прототипы» решений жизненно необходимы, как и создание внутренних «стартап-лабораторий» или отдельных кросс-функциональных команд, собранных из представителей различных организаций нашей группы под конкретные сквозные технологические вызовы и задачи, с прямым доступом к руководству для быстрого внедрения решений. Всё это серьёзно влияет на эффективность бизнеса сегодня.
Любовь Маляревская
генеральный директор «Русской Медиагруппы»
Для современного топ-менеджера критически важной стала адаптивность, умение моментально перестраивать операционные модели и стратегии. Ещё одно ключевое требование — непрерывное обновление компетенций: систематическая актуализация знаний в области новых технологий, управленческих методологий и рыночных трендов.
Не менее важно — активно использовать эмоциональный интеллект, прислушиваться к комментариям, помня, что топ-менеджер не руководит конвейером, а взаимодействует с людьми, и эмоциональные проблемы невозможно решить рациональными способами. Топ-менеджер должен погружаться в ключевые процессы и активно выстраивать диалог с сотрудниками, клиентами, государственными организациями, обществом. Это позволяет самим формировать тренды и мнения.
Наталья Рощина
директор по персоналу и организационному развитию ОТП Банка
Современный управленец — это уже далеко не просто администратор. Его профиль становится всё более комплексным и многогранным. Сегодня он должен быть визионером, способным заглядывать за горизонт, стратегом, прокладывающим чёткий курс, и операционным лидером, обеспечивающим безупречное исполнение поставленных задач. Его ключевое качество — умение адаптироваться и принимать решения в условиях постоянной неопределённости и турбулентности. Обязательным становится и технологический бэкграунд: понимание цифровых трендов, данных и основ автоматизации. Однако при всей этой многозадачности критически важно оставаться человечным: проявлять эмпатию, выстраивать доверительные отношения, учитывать интересы разных поколений в команде и заботиться о её благополучии.
Оксана Галина
заместитель генерального директора по корпоративному управлению и стратегическим коммуникациям АО «Росатом Энергосбыт»
За последние годы подходы к управлению претерпели фундаментальные изменения. Мир стал быстрее, сложнее и менее предсказуемым. Традиционные управленческие модели, основанные на жёсткой иерархии, контроле и централизованном принятии решений, уже не дают прежней эффективности. Сегодня, чтобы управлять успешно, нужно не просто принимать решения, а создавать условия, в которых команда может сама находить пути решения.
Современный топ-менеджер — это не только стратег, но и фасилитатор, архитектор корпоративной культуры и драйвер изменений. Мы в АО «Росатом Энергосбыт» формируем экосистему, в которой каждый работник ощущает свою ценность, имеет возможности для развития талантов и выстраивает прочные горизонтальные связи.
Роль руководителя трансформируется: от контролёра — к навигатору и лидеру перемен. Умение слышать, видеть возможности там, где другие находят препятствия, и формировать культуру постоянного развития — вот ключевые компетенции эффективного менеджмента в наше время.
Николай Андреев
генеральный директор АО «Сбербанк-АСТ»
Инновационная экономика требует от топ-менеджеров многофункциональности и адаптивности. Ключевыми в успешной бизнес-среде становятся soft skills, в быстроменяющемся мире — управление изменениями, технологическая грамотность, принятие решений при высокой неопределённости. Важно уметь выходить из зоны комфорта — личной и в бизнесе. Важнейшим фактором становится не только экспертиза в своей области, но и понимание эмоций сотрудников и клиентов. Для этого нужно быть интересным и самому. Важно быть в постоянном развитии, ставить не только профессиональные, но и личные (например, спортивные) цели, соблюдать баланс работы и отдыха для долгосрочной физической и ментальной устойчивости. Лично для меня всегда будут ценными верность своей компании и клиентам, принципиальность в ключевых моментах, надёжность обещаний.