Лучшее за неделю
17 сентября 2025 г., 15:27

Одно помещение, один ракурс, один кадр. Фильмы, снятые в необычной технике

Читать на сайте

«Тогда. Сейчас. Потом» (2024)

Режиссёр Роберт Земекис

В 1994 году команда в составе режиссёра Роберта Земекиса, сценариста Эрика Рота, оператора Дона Бёрджесса, композитора Алана Сильвестри и актёров Тома Хэнкса и Робин Райт создала «Форреста Гампа», удостоенного семи «Оскаров». Спустя три десятилетия они вновь объединились для съёмок фильма.

«Тогда. Сейчас. Потом» — это кинематографический эксперимент: вся история снята с одной точки, а персонажи и интерьер непрерывно трансформируются, отражая течение времени. Помимо жёстких рамок кадра, фильм использует и другие необычные приёмы. Например, когда действие выходит за пределы комнаты, Земекис вставляет в сцену всплывающие окна — отсылка к стилистике оригинального графического романа Ричарда Макгуайра «Здесь», который положен в основу ленты. Так фильм рассказывает о неумолимости времени: меняются эпохи, люди, вещи, но жизненный цикл остаётся неизменным.

«Зона интересов» (2023)

Режиссёр Джонатан Глейзер

Спустя десятилетие молчания Джонатан Глейзер создал один из самых пронзительных фильмов о Холокосте, удостоенный «Оскара» как «Лучший международный фильм» в 2024 году. Уникальность «Зоны интересов» в том, что главные ужасы происходят за кадром — по ту сторону стены концлагеря Освенцим, которым управляет комендант. Его собственный дом, где он с женой растит детей и принимает гостей, с ухоженным садом расположен буквально в нескольких метрах. Идиллическая жизнь семьи будто существует в параллельной реальности.

Чтобы добиться достоверности происходящего, Глейзер прибег к новаторскому методу съёмки. В точном макете дома коменданта установили десять дистанционно управляемых камер — операторы работали из укрытия, а актёры, не зная, когда на них направлен объектив, постоянно оставались в роли и импровизировали. Получился жутковатый аналог «Большого брата» в основанных на реальных декорациях прошлого.

«28 лет спустя» (2025)

Режиссёр Дэнни Бойл

Для создания сильнейшего эффекта погружения режиссёр Дэнни Бойл и оператор Энтони Дод Мэнтл применили революционный подход — установили на специальные крепления 20 iPhone 15 Pro Max, чтобы одновременно снимать с разных ракурсов. Это решение — не только дань уважения первой части франшизы, снятой на цифровые камеры, но и практический инструмент. Использование смартфонов обеспечило невероятную гибкость съёмки, особенно на натуре, и позволило захватывать сцены на 180 градусов.

Главная цель такого метода — бросить зрителя в самую гущу событий. Во время жестоких сцен он не просто наблюдает за происходящим на экране, а оказывается буквально внутри сцены с персонажами, чувствуя их ужас. Пугаться есть чего — по сюжету, спустя почти три десятилетия после вспышки вируса, мальчик уворачивается от эволюционирующих зомби в отчаянной попытке спасти свою умирающую мать.

«Апгрейд» (2018)

Режиссёр Ли Уоннелл

В «Апгрейде» Ли Уоннелл создаёт уникальную киберпанк-вселенную, вдохновлённую «Терминатором» и работами Дэвида Кроненберга. Мир недалёкого будущего — это мир технологий, участвующих во всех аспектах жизни людей. Главный герой — гениальный автомеханик — сторонится новшеств и предпочитает работать руками, но после несчастного случая, повлёкшего за собой паралич всего тела, ему приходится воспользоваться экспериментальным имплантом. Союз едва ли обернётся гармоничным симбиозом.

Для передачи бездушной, механической сути искусственного интеллекта съёмочная группа использовала гироскоп iPhone — все сцены драк, в которых имплант контролирует тело человека, были сняты с помощью синхронизации устройства с камерой. Это позволило добиться уникальной визуальной эстетики: движения выглядят идеально стабильными, резкими и роботизированными, подчёркивая, что героем управляет безэмоциональная машина.

«Русский ковчег» (2002)

Режиссёр Александр Сокуров

Сюжет, в котором наш современник и аристократ из прошлого путешествуют по залам Эрмитажа, становясь свидетелями ключевых событий русской истории в течение 300 лет, требовал масштаба. Однако съёмочной группе предоставили только один день в музее без посетителей. Ограниченность породила решение снять фильм одним кадром, без единой монтажной склейки.

Маршрут продумывали заранее в течение нескольких месяцев — по нему в момент съёмок прошёл оператор Тильман Бюттнер с камерой и стабилизатором общим весом 35 кг. Он двигался пешком и на тележке, сопровождая персонажей, включая сотни актёров массовки, сквозь эпохи. Так родился уникальный фильм-путешествие, где зритель в течение полутора часов оказывается внутри непрерывно длящегося чуда — самой истории.

Обсудить на сайте